Словарные слова для взрослых. Как расширить словарный запас? Практические советы. Тогда в нужный момент вам сходу придут в голову необходимые слова, и вам всегда будет что сказать

Зачем тебе расширять свой ? Совершенно серьезный вопрос, который ты должен задать себе, прежде чем начать запихивать в складочки между извилинами умные и не очень слова. После того, как ты дашь себе четкий ответ, ты поймешь, на какую терминологию, на какие выражения нужно , дабы не тратить время зря.

Если же ты хочешь просто быть умным, и выдавать слова, словно Пушкин за секунду до вызова на дуэль, то милости просим к нашему шалашу, у нас уютно, у нас только лучшие народные методы по увеличению словарного запаса.

Чаще заглядывай в словарь

Когда-то один очень умный учитель русского языка сказал: «Хочешь изучить язык досконально - постоянно заглядывай в словари». На вопрос: «какой именно»? Он ответил просто и понятно: «все».
В первую очередь приходит на ум и попадается под руку любой толковый словарь составленный легендарным С. И. Ожеговым.
Для того чтобы знать значение вычурных архаизмов, сложных терминов, и когда надо писать «одевать» а когда «надевать» заглядывать туда необходимо каждому. В том числе и филологам со стажем. Язык меняется, какие-то слова теряются, какие-то появляются. Сам словарь тоже редактируется, хоть и не сильно. Другое дело, что одного словаря Ожегова хватит для расширения словарного запаса с лихвой. Ты удивишься, как много слов ты не знал.

В идеале работать с ним нужно таким образом: увидел незнакомое слово - сразу полез искать его значение. Ну и вечером выучить 15-20 новых слов. Помимо этого, запоминай, как правильно ставится ударение в слове и как правильно его писать.
Кроме того, не помешает заглядывать во фразеологический словарь. Просто всякие выражения, идиомы и поговорки являются большой частью языка, и обойтись без них в речи (если только это не документ) невозможно. К тому же, она придает неформальный окрас и просторечное богатство речи, так что загляни туда, чтобы не сказать «До морковкина заговенья», когда тебя попросят рассказать про постельные способности твоей новой подруги. Ну и как минимум, это очень интересно.
Хочется отметить, что нашему поколению невероятно повезло, ибо нам не придется таскать за спиной тяжеленные талмуды, все эти словари есть в электронном виде, так что они действительно «под рукой», нужно только заглядывать.

Выводи чтение за пределы собственной зоны комфорта

Разные авторы, пишущие в разных жанрах, использующие разные стили написания будут использовать свои связки слов и из разных сфер жизни, и будут писать на разные темы, близкие непосредственно им.
Поэтому если хочешь разнообразить словарный запас, читать широкий спектр авторов, не останавливайся на отдельном жанре или авторе. Ну разве можно сравнить сочное насилие над здравым смыслом в книгах Владимира Сорокина, с рафинированным словарным многообразием Бальзака? Смешивай в голове строки , африканскую трансгуманистическую фантастику, британскую сатиру, и филологическо-просветительский трип Пелевина на закуску. Самые наглые и отпетые фразы автоматически позаимствуются в лексикон.

Обратись к чужим языкам

Кроме языка родного, стоит обратить внимание на языки не родные. Во-первых, в нашем языке полно заимствований, а во-вторых, полно слов и терминов, которые используются у нас в первозданной форме. Особенно много таких слов пришло из латыни и греческого. Например «аспирин», «копрофилия», «инцест», «аксиома», «постулат», «оргия». Знание первоначального значения позволяет намного легче определить значение слова, особенно если у тебя нет времени, чтобы его искать.

Слушай больше музыки

Желательно, конечно, чтобы в них было побольше текста, и текста хорошего, умного. Иногда поэты и люди которые сами себя так называют, томясь в тяжких муках творчества не могут придумать нормальную рифму, и выдают своим закипевшим мозгом весьма интересные словосочетания, метафоры, образы. К тому же музыка - маятник культуры, она либо использует, либо порождает неологизмы современного общества, а для того, чтобы быть в тренде, нужно знать современные термины, мазафака бич!

Но после того, как ты поймешь что в песнях вроде «имя любимое мое» искать нечего, в русском репе все об одном и том же, Oxxxymiron и «Сибирский мастурбатор» переслушаны от и до, а от советских песен кружится голова, переходи на мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Разумеется, если нет знания языка, пользуйся переводами. Поверь, идолы психоделической музыки и «философы» с гитарами наперевес способны обогатить речь метафорами и интересными лингвистическими находками не хуже, чем книги Трахтенберга анекдотами.

Следи за писателями в социальных сетях

Как ни странно, Twitter способствует развитию речи. Но только в том случае, если это твиты людей грамотных, пишущих: писателей и журналистов, как правило. Вот в чем дело, 140 символов - крайне мало, поэтому люди грамотные, которым хочется выразить свою мысль, заменяют шесть слов одним. А лаконичность - вещь весьма ценная, особенно в среде твоих собеседников.
Ну и в конце концов, если умный человек пишет, то с вероятностью до 60 % его писюльки будет полезно прочитать.

Учись на матерных стишках и текстах

Одним из главных богатств языка являются не нудные описания дубового источника в книгах Пришвина, а афоризмы и остроумные высказывания. Обогащать словарный запас без использования афоризмов - вещь крайне опрометчивая.
Но афоризмы всю жизнь писались как языком печатным, так и совершенно непечатным. В России полно умельцев, от блогеров до музыкантов, которые используют табуированные слова в своем творчестве. И что бы там не говорили, зачастую смысла и остроумия в них гораздо больше, чем в текстах Эминема и шутках Путина. Да, весьма странное сравнение, но если задуматься, то все так и есть.
Ясное дело, что фразу «педераст», и прочие непечатные словосочетания ты не станешь говорить на корпоративе в разговоре с пьяным босом. Но заменить ее простым и скучным «лицо нетрадиционной сексуальной ориентации» - слишком гнусно и неуважительно к творчеству автора оригинала. Фраза теряет всю емкость, и ты подсознательно будешь подбирать столь же вычурный синоним, чтобы фраза не растеряла своей сочности даже в нематершиной интерпретации. Это очень здорово учит генерировать крылатые выражения (правда в очень узком кругу) и подбирать нужные слова.

Нам кажется, что ребенок осваивает язык так легко, естественно и без видимых усилий с его стороны (не то что мы, второй, например, язык – зубрим, зубрим, а результат ничтожный). Однако это не значит, что ребенок совершенно не прилагает никаких усилий, он работает всерьез: не ограничивается подражанием, а конструирует и моделирует, работает как квалифицированный лингвист, анализирует речь, которую слышит, а потом на бессознательном уровне выводит правила употребления языковых единиц.

Первое и основное условие развития речи у ребенка – он должен оказаться в языковой среде, и чем раньше это происходит, тем лучше для малыша (даже и на втором языке легче всего заговорить, если окажешься “в среде”, а еще лучше в стране, где все на нем говорят). “Лучше поздно, чем никогда” в случае развития речи “не срабатывает”, как раз наоборот, существует “критический возраст”, после которого человек никогда уже не сможет заговорить (в этом смысле Маугли был обречен на молчание).

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием как в определенный период жизни, когда у него существуют максимальные возможности усвоения чего-либо. Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори назвала такие периоды сензитивными. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно. Знать об этих периодах взрослый должен для того, чтобы предоставить ребенку соответствующую окружающую среду для реализации его потребностей. Сензитивный период развития речи, по Монтессори, длится от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет. Пять-шесть лет и есть тот критический возраст, после которого даже попадание в языковую среду уже ничем не поможет.

Попав в языковую среду до шести лет, ребенок рано или поздно заговорит, если он здоров. Но это не значит, что не нужно ему помогать, от родителей потребуется помощь, тогда ребенок овладеет языком легко, словарь и грамматика его будут богатыми и разнообразными, так что он без труда сможет выражать свои мысли, читать книги.

Расширение словарного запаса

Любому человеку, говорящему на каком-то языке, нужен “строительный материал” – слова, из которых он и будет строить свои фразы. Чем он богаче, тем больше возможностей для комбинации, а это залог успешного общения: для каждого человека можно найти “свои слова”.
У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух (первые 50 слов ребенок понимает примерно на пять месяцев раньше, чем сможет их произносить). Это нетрудно заметить, задавая ему вопросы, разговаривая, наблюдая за реакцией. И кроха обязательно вас удивит. Своим огромным словарным запасом (пассивным). Сначала он “сможет” найти названный вами предмет глазами, потом за ним потянутся его ручки, и, наконец, ребенок выполнит какое-то сложное действие или вашу команду. Покажет “глазки у зайчика”, постучит в дверь, или поднимет ножку, чтобы засунуть ее в ботинок. Это понимание и станет вашей первой наградой за многомесячные разговоры “как будто бы с самим собой”. Активный словарный запас – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.

В ранний период формирования речи оценить точно словарный запас ребёнка очень сложно, поэтому оценки приблизительные.

В среднем к году ребенок произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов.

Существует минимум и максимум слов, который ребенок может освоить в определенный период.

Приведем таблицу освоения слов Е. А. Аркин:

Возраст максимум минимум
1.0-1.2 58 3
1.3-1.5 232 4
1.6-1.8 383 27
1.9-1.11 707 44
2.0-2.2 1227 55
2.3-2.6 1509 171
3.0-4.0 2346 598

Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса? Главное условие – общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения обладает “впитывающим сознанием”, он готов подражать нам во всем.

Ребенок должен с рождения (а лучше еще в утробе матери) слышать речь, разную, много, и родители должны разговаривать не только между собой, хотя бы иногда (а лучше часто) речь должна быть организована специально для малыша, так ребенок гораздо быстрее сможет постичь структуру языка, на котором говорят его родители. Когда мы говорим с кем-то, кто хорошо нас понимает, мы спешим, недоговариваем фразы, “съедаем” окончания и т. д. А теперь представьте, что перед нами иностранец, который вообще пока еще мало что понимает… И наша задача не просто добиться от него понимания, а научить отвечать, выражать свои просьбы или протест словами, быть коммуникативно активными. Мы будем говорить медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами.
Общение можно и нужно совмещать с любым занятиями: прогулкой, обедом, игрой, купанием, одеванием. Не упускайте момент, когда ребенок сосредотачивается на каком-то объекте, чтобы словесно его прокомментировать или хотя бы проверить наличие в лексиконе нужного слова.
Внимание: звуки вашего голоса не может заменить телевизор или радио. Найдите время, чтобы в течение дня хотя бы раз (а лучше несколько) поговорить с малышом, обращаясь только к нему. Поверьте, он оценит такой диалог. Помните, дети немых родителей начинают говорить намного позже, ведь они позднее начинают добывать речевой материал. Однако не забывайте, что малыш слышит ВСЕ, в том числе, как вы разговариваете между собой, что говорит воспитательница в детском саду, соседка и т. д., поэтому не удивляйтесь, если ребенок повторит то, что он однажды услышал. Но “закрепится” слово только в том случае, если станет “активным”, “часто слышимым” (частота повторения при этом играет важную роль). Частотные слова быстрее попадают в активный словарь.

Называйте предметы и явления действительности

Называйте все, что попадается вашему крошке на глаза, даже если вы едете в машине, можете дать ему задание называть то, что вы видите за окном, помогайте, если это трудное задание. Усложните его, если малыш подрос и прекрасно справляется: попросите называть, например все зеленые предметы. Рассказывайте ребенку о животных и природе: “кто что ест”, “где живет”, “кто его детеныш”, “как разговаривает” и т. д., называйте продукты, части тела, одежду и т. п.
Вводите новые слова. Делайте это через “трехступенчатый урок”: сначала объясните, что это такое (например, три игрушки: собака, кошка, медведь), потом спросите, где (например, где кошка, а где медведь), если ребенок ответил правильно, переходите на третью ступень: это кто?, а если нет, вернитесь на первую, снова объясните, кто есть кто.

Чем более наглядны ваши “уроки”, тем лучше. Если нет игрушек или настоящих предметов, используйте картинки, фотографии и т. п. Сравнивайте, находите сходство и отличия.
Подбирайте антонимы – слова с противоположным значением, или синонимы – слова с таким же значением. Расскажите малышу соответствующую сказку или скажите, что у вас игра “Наоборот” или “Такой же”. Можно, например, бросать мяч. Вы говорите слово, бросаете мяч, ребенок подбирает нужный ответ, возвращает мяч. Антонимы – узкий-широкий, гладкий-шершавый, легко-тяжело, холодно-жарко и т. п. Придумайте, например, как можно больше “приятных” слов для принцессы: красивая, очаровательная, милая, ненаглядная, неописанной красоты и т.д. Подбирайте сами синонимы во время игр: “собачка лает, кошка мяукает, корова мычит, баран блеет и т. д.”

Учите ребенка обобщать

В течение какого-то времени все слова используются ребенком как имена собственные, например, мячик для малыша, это именно этот конкретный маленький синенький мячик, а не мячик вообще, а киса – это только его плюшевый игрушечный котенок. При осмыслении значений слов у ребенка много трудностей: не так легко незрелому уму классифицировать предметы и явления. Мы о таких вещах просто не задумываемся, кошку с собакой не перепутаем, и наличие пяти одинаковых мячиков не поставит нас в тупик. Помогайте малышу разобраться: показывайте разные мячики или зайчиков, описывайте их свойства: “этот большой”, “этот маленький”, “этот зеленый”, сравнивайте, рассказывайте. Купите детскую энциклопедию, показывайте в ней картинки с разными породами собак и т. д. Разбирая покупки, раскладывая фрукты и овощи, называйте: “Это фрукты: яблоки, груши, апельсин, банан и т. д., а это овощи: морковь, лук, картошка и т. д.” На прогулке покажите транспорт, в зоопарке животных и пр. Обобщающее слово очень важно. Используйте карточки. Смешивайте их и просите выбрать только птиц (ягоды, мебель, одежду и т. д.)

Читайте и разыгрывайте сказки. В сказках встречаются архаизмы и историзмы: старче, светелка, столбовая дворянка, кичка, царские палаты, песнь, брег, чредой, лобызать, принцесса, маркиз, лучина и много других; слова просторечные и диалектные: простофиля, надобно, пуще, кабы, заплуталась, шныряет, зябла, пособи и т.д.

В сказках перечисляются, например, предметы обихода и кухонная утварь: сито, корыто, кадушка, ушат, скалка (“Федорино горе”), глаголы, обозначающие различные голоса животных (звукоподражательные глаголы): мяукать, хрюкать, крякать, квакать, мычать, реветь, чирикать, мурлыкать, ржать, жужжать (“Путаница”) и многое другое. Когда они стоят в “одном ряду”, ребенку легче разобраться. Есть в сказках и сравнения: “Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга”, “и вы будете опять, словно солнышко, сиять” (“Федорино горе”); “бьет он волка, точно сваю”, “заревел медведь белугой” (“Терем-теремок”); “нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток” (“Дюймовочка”) и др., есть множество фразеологизмов впредь тебе наука, говорят тебе честью (“Сказка о рыбаке и рыбке”), уму-разуму учить, припустил во все лопатки (“Теремтеремок”).

Водите ребенка в музей. Позитивные эмоции, связанные с искусством, формируют и обогащают словарный запас детей, там можно показать предметы искусства, материалы (мрамор, бронза, дерево, фарфор и т.д.), рассказать об основных видах искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика, декоративноприкладное искусство и т.д.), костюмах, музыкальных инструментах, о Красоте (удивительная, восхитительная, обворожительная, чудесная…).

Наталья Кулакова ,
кандидат филологических наук,
психолог,
победитель Санкт-петербургского конкурса
грантов для молодых ученых и специалистов,
мама троих детей
Центр Натальи Кулаковой «Солнечный круг».: Санкт-Петербург, ст.м. «Приморская», ул. Кораблестроителей, д.16, корп.2.

Нужно обладать не только широкой фантазией и знать правила грамматики, но и обладать большим словарным запасом.


Когда тексты разнообразные и в них есть необычные слова, читать их намного интерснее.

Все мы расширяем словарный запас, за счет своей работы, увлечений и общения. Лучший способ изучения новых слов – это чтение книг.

Слова, расширяющие словарный запас

Прочитав немало разных статей о том, как расширить словарный запас, можно сделать один вывод – авторы советуют постоянно обращаться к словарям , как только удается найти необычное слово.

Мы решили пойти другим путем и представить вам подборку слов. Можете использовать их при написании статей, это подчеркнет ваш профессионализм:

Аберрация – искажение истины.
Амбивалентный – неоднозначный или двойственный.
Амбициозный – тщеславный и высокомерный.
Апогей – предел или высшая точка.
Атараксия – невозмутимость и душевное спокойствие.
Глоссофобия – боязнь перед публичными выступлениями.
Графомания – влечение к сочинению произведений у тех, кто этого не умеет.
Девиант – так называют человека, не соответствующего норме.
Депривация – чувство неудовлетворенности потребностей.
Деструктивный – разрушительный.
Дисания – состояние, при котором трудно подниматься по утрам.
Епитимья – наказание.
Катарсис – когда меняется создание из-за переживаний.
Коллизия – конфликт (столкновение).
Латентный – значит скрытый.
Легитимный – значит законный.
Лемниската – знак бесконечности.
Логорея – пустая болтовня.
Меркантильный – корыстный и рассчетливый.
Мимикрия – значит подражание.
Мондегрин – непонятные слова в песнях.
Обелус – знак деления.
Ортодоксальный – значит непреклонный.
Парестезия – мурашки, покалывание в конечностях.
Паритет – равнозначность.
Пердимонокль – черт знает что (какая-то ерунда).
Петрикор – запах земли после дождя.
Прагматичный – синоним практичный.
Превентивный – предупреждающий.
Профан – новичек в своем деле.
Проформа – формальность.
Сентенция – нотация, нравоучение.
Тренчик – удерживающий элемент на ремне.
Феррул – металл на карандашах, удерживающий ластик.
Фрик – человек, отличающийся экстравагантным внешним видом.
Фриссон – мурашки по коже (например, во время прослушивания любимой песни.
Фрустраниця – чувство разочарования в жизни.
Эглет – наконечник шнурков.
Экзальтированный – воодушевленный или восхищенный.
Экивоки – неоднозначные намеки.

Разные слова можно перечислять до бесконечности, так как их много. Сразу их выучить вряд ли получится, поэтому к расширению слованого запаса нужно подходить постепенно.

Как вариант, можете устаноить на мобильное устройство приложение «Слово дня» и учить новые слова:

Наполняя свои материалы оригинальными словами, вы те только привлечете к ним повышенное внимание, но и покажете, насколько вы умны. В заключение посоветуем использовать , где тоже встречаются интересные слова.

1. Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения крайне желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Я выписываю для себя список новых слов-фраз и потом часто повторяю их в течение следующих уроков. Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

2. Словообразование : суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.
Глаза-глазки-глазик-глазищи.
Кот-котик-котище.

Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

3. Со словообразованием полезно играть, и тогда оно превращается в словотворчество . Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова:
«Сначала я обсупился,
А дедушка насупился.
Потом я обтворожился,
А дедушка встревожился.
А после я обчаился,
А дедушка отчаялся...»

4. Работать со словарём в картинках. О ткрываем словарь, придумываем задание и листаем в поисках подходящих слов. Например, можем спасти заколдованную принцессу. Для этого нам надо приготовить волшебное снадобье. Котёл есть, ложка есть, осталось найти ингредиенты. Что положим в котёл?

5. Правило Монтессори. Д аже малышей надо поправлять: «Это не птичка, это кукушка». «Червяк не идёт, он ползёт». Я знаю, что с этим правилом многие не согласны и считают неадекватным требовать от ребенка конкретики, но правило работает, даже на билингвах.



6. Контролировать взаимозаменяемость слов. Дети никогда не пойдут по пути наибольшего сопротивления. Поэтому одно выученное слово предпочтут использовать вместо пяти других, близких по значению. Есть разница между «мусоркой» и «помойкой». Есть разница между «грустный» и «хмурый». Всё это можно мягко исправлять.

7. Чтение : рассказы, письма, записки. На любом уровне изучения языка. О том, как приучить ребенка к ежедневному чтению, можете почитать з

8. Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото, благо детское лото в 90% случаев как раз основано на такой лексике.

9. Пословицы и поговорки. Их можно специально не запоминать. Достаточно, если они будут регулярно повторяться в родительской речи. Всё как обычно: выбираем на неделю-две всего пару поговорок, вешаем себе напоминалку на видное место, и в подходящий момент не забываем эти поговорки использовать.

10. Подбор однокоренных слов. Включая глаголы и прилагательные.
Стол-столик-столовая-столешница.
Глаз-глазик-глазище-глазеть-глазастый-гл азной.

«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», - всем знакома эта цитата из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Сатирики, а вместе с ними и читатели, вдоволь посмеялись над недалёкой и неразвитой, но чрезмерно самоуверенной и наглой Эллочкой, все интересы, мысли и эмоции которой легко укладывались в тридцать слов. Между тем, принимаясь за написание текстов, многие, сами того не замечая, превращаются в людоедку Эллочку. О чём бы они ни хотели написать, из-под пера выходит всё то же «Хо-хо!» и «Хамите, парниша!». В этом уроке мы с вами поговорим о том, как избавиться от проблемы людоедки Эллочки, расширить свой словарный запас. А в следующем уроке мы узнаем, как научиться пользоваться им правильно.

Словарный запас

Словарный запас (словарь, лексикон ) - это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный.

Активный словарный запас - это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас - этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Проверить свой пассивный словарный запас вы можете на этом сайте .

Обычно объём пассивного словарного запаса превышает объём активного словарного запаса в несколько раз. При этом объёмы активного и пассивного словарного запаса - подвижные величины: человек постоянно узнаёт новые слова и в то же время забывает или перестаёт пользоваться словами, которые он уже выучил.

Какими же должны быть объёмы активного и пассивного словарного запаса? Неожиданно оказалось, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Объём словаря В.И. Даля насчитывает двести тысяч слов, академического словаря современного русского литературного языка - около ста тридцати тысяч, последнее издание толкового словаря Ожегова - семьдесят тысяч слов. Очевидно, подобные значения превышают словарный запас даже самого эрудированного человека. К сожалению, точных научных данных о том, каким в среднем является активный и пассивный словарный запас взрослого образованного человека, нет. Оценки активного словарного запаса разнятся от пяти тысяч до тридцати пяти тысяч слов. Что касается, пассивного словарного запаса, то разброс составляет от двадцати тысяч до ста тысяч слов. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Разумно предположить, что активный словарный запас взрослого человека достигает примерно пятнадцати тысяч слов (как известно, активный словарный запас такого мастера слова как Пушкин был порядка двадцати тысяч слов), а пассивный словарный запас - сорока-пятидесяти тысяч слов (сложно представить себе обычного человека, который знал бы все значения слов из словаря Ожегова).

Существует простой способ, помогающий примерно оценить объём пассивного словарного запаса. Возьмите толковый словарь, например, тот же словарь Ожегова, откройте его на произвольной странице, посчитайте, сколько из определяемых слов вам известно. Будьте честны с собой: если слово кажется вам знакомым, но его значение вы точно не знаете, то это слово считать не нужно. Далее умножьте эту цифру на количество страниц. Конечно, нужно учитывать, что такой результат приблизителен: вы должны допустить, что все страницы содержат одинаковое количество статей, из которых вы знаете одинаковое количество слов. Для чистоты эксперимента можно повторить эти действия несколько раз. Однако точного результата вы всё равно не получите.

Если вам лень возиться со словарём и подсчётами самостоятельно, вы можете воспользоваться нашим тестом .

Способы расширения словарного запаса

При написании текстов очень важно, чтобы используемые слова были как можно более разнообразны. Это, во-первых, позволяет наиболее точно выразить свою мысль, а во-вторых, делает восприятие текста более лёгким для читателя. Существует несколько правил, помогающих расширить свой словарный запас. Они были разработаны прежде всего для людей, изучающих иностранные языки, но могут также эффективно использоваться и для родного языка.

Пассивный словарный запас

Читайте как можно больше. Чтение - это один из основных источников поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня - не важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они используют разнообразную лексику, а главное - употребляют слова корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные способы их употребления.

Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос никогда не покажется ему смешным.

Пользуйтесь словарём. Полезно иметь дома набор академических словарей и энциклопедий, к которым вы можете обратиться при первой необходимости. Естественно, хорошие словари недешёвы, часто издаются маленькими тиражами и занимают много места на полках. К счастью, с развитием интернета, проблема доступа к словарям решена. Сейчас можно найти словари и энциклопедии практически по любой тематике. Довольно удобны в использовании порталы: slovari.yandex.ru и www.gramota.ru .

Активный словарный запас

Приведённые выше советы помогают расширить, прежде всего, пассивный словарный запас. Однако главная тема наших уроков - это эффективное написание текстов. Поэтому цель состоит не только в том, чтобы узнать новые слова, но и научиться активно их использовать в письменной речи. Вот несколько упражнений, направленных на перевод слова из пассивного лексикона в активный:

Метод записок. Нужно взять карточки, листочки или цветные стикеры. На одной стороне вы пишите слово, которое хотите запомнить, на другой - его значение, синонимы, примеры употребления. Такие карточки можно перебирать дома, в транспорте, на работе. Быстро, удобно и эффективно!

Тетрадь синонимов. Можно взять простую тетрадь или создать электронный документ, куда вы будете записывать слова и ряды синонимов к ним. К примеру, возьмём слово результат. Ряд синонимов к нему: следствие, последствие, след, плод, сумма, итог, вывод, заключение. Нужно помнить, что сюда можно присоединить не только синонимичные слова, но и целые конструкции: таким образом, итак, отсюда можно сделать вывод, мы пришли к тому, что и т.д. Также в подобную тетрадь можно вносить пометки о характере того или иного слова: устаревшее, высокое, просторечие, пейоративное. Если вы пользуетесь электронным документом, то слова на одну тематику можно объединять в отдельные блоки. Кроме того, подобную тетрадь можно также дополнить антонимами.

Тематические карточки. Их удобно использовать, если вы хотите запомнить и перевести в свой активный словарь сразу несколько слов, связанных общей тематикой. Запишите их на одну карточку и прикрепите на видное место. В итоге, если вы вспомнили хотя бы одно слово из карточки, вам неминуемо придут в голову и остальные.

Метод ассоциаций. Старайтесь сопровождать запоминание слов ассоциациями: образными, цветовыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, моторными. Наличие подобной ассоциации поможет гораздо быстрее вспомнить нужное слово. Более того, вы можете зарифмовать важное для вас слово в какой-нибудь короткий стишок или вставить его в глупое и не имеющее смысла, но запоминающееся высказывание.

Изложения и сочинения. Мы привыкли, что изложения и сочинения - это школьные упражнения, и, закончив школу, к ним можно никогда не возвращаться. Между тем, они помогают существенно улучшить писательские навыки и расширить свой активный словарный запас. Изложения подходят для ситуации, когда вы прочитали текст, в котором вам встретилось много незнакомых, но полезных слов. Сделайте краткий письменный пересказ этого текста, используя эти ключевые слова, и они останутся в вашей памяти. Что касается сочинений, то не нужно писать длинные трактаты, достаточно короткого рассказика в пять предложений, в который вы вставляете новые слова.

Календарь памяти. Это график повторения слов, которые вы хотите перевести в активный словарь. Он основан на исследованиях работы человеческой памяти. Учёные давно выяснили, что через неделю человек забывает восемьдесят процентов всей полученной новой информации. Однако этот процент можно значительно сократить, если повторять материал через определённые промежутки времени. Тогда он попадает в долгосрочную активную память. Для этого был разработан так называемый режим рационального повторения. Для удобства приведём таблицу:

  • Первое повторение. Сразу после окончания чтения
  • Второе повторение. Через полчаса
  • Третье повторение. Через день
  • Четвертое повторение. Через два дня
  • Пятое повторение. Через три дня
  • Шестое повторение. Через неделю
  • Седьмое повторение. Через две недели
  • Восьмое повторение. Через месяц
  • Девятое повторение. Через два месяца

Для достижения максимально эффекта желательно не отклоняться от графика. Также лучше всего не пытаться одновременно запомнить большой массив слов. Лучше разбивать слова на маленькие тематические группы и для каждой группы создавать свой календарь повторений.

Кроссворды, языковые игры и головоломки. Отличный способ совместить полезное с приятным: попрактиковать выученные слова и поиграть! Вот несколько наиболее распространённых языковых игр: скрэббл (в русском варианте - эрудит, балда), анаграммы, антифразы, буриме, метаграммы, шляпа, контакт.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Просмотров