Бенджамин спок основные идеи. «Добрый доктор» и деспотичный отец: о жизни и методике Спока. Развитие тактильной памяти

БЕНДЖАМИН СПОК: «ВЫ ЗНАЕТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ»

Уважаемые родители! Если вы хотите воспитывать свое чадо «по Споку», то это означает, что воспитывать своего малыша вы должны гуманистически, творчески, опираясь на две силы — научные знания и народную мудрость.

«Поверьте в себя. Вы знаете больше, чем вам кажется» — этот завет доктора Бенджамина Спока вам, молодым родителям, можно по праву назвать основной идеей его метода. Здравый смысл, и только он должен руководить вами в общении с вашим малышом.

Родители тоже люди

Как метко заметил доктор Спок, большинство литературы по уходу за детьми посвящено исключительно ребенку, в то время как вам, родителям, уделяется мало внимания. Между тем, по мнению Спока, вы имеете полное право испытывать по отношению к ребенку негативные чувства, например сердиться на него! И не переживайте, считая себя плохими родителями, убеждая себя: «Я с таким нетерпением ждала нашего первенца, но и не подозревала, что могу испытывать по отношению к нему такие двойственные чувства. Никогда раньше я бы и не подумала, что могу на него сердиться, но сейчас дети совершенно другие, они уже с пеленок имеют собственное мнение...» — и т. д.

Кроме того, не нужно приносить в жертву малышу абсолютно все свое время и силы. В конечном итоге это сделает несчастными и вас, родителей, и ребенка.

Ваша жизнь после рождения малыша должна быть содержательной, да еще какой содержательной! Вам нужно успеть сделать многое: стать самыми красивыми на свете мамой и папой самого умного и здорового малыша, принести пользу обществу, реализовав себя профессионально, и не дать погаснуть семейному очагу. Ребенок должен открыть в вас неиссякаемый источник энергии, способный решить все сверхзадачи воспитания и развития, в том числе и себя любимых.

Не бойтесь любить ребенка

«Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом, — пишет доктор Спок. — Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны».

Учеными уже доказано, что мы нуждаемся в прикосновениях так же, как в еде и питье. Прикосновение — один из языков любви. А в отношениях с ребенком это наверняка один из самых «громких» голосов любви. Ученые неоднократно пытались подсчитать, сколько именно объятий в день нужно взрослому человеку, подростку и ребенку. Например, определялся «средний необходимый минимум» в четыре объятия и «гарантия благополучия» — восемь. Но в этой тонкой сфере, на стыке физического и эмоционального, сухая арифметика бессмысленна.

Сейчас вы, современные родители, все реже опасаетесь избаловать маленького ребенка физическим контактом. Но, даже признавая важность «языка прикосновений», достаточно ли бегло вы им пользуетесь?

В течение первых двух лет жизни ребенка вашу любовь лучше всего проявлять в постоянном физическом общении с ним. Надо брать малыша на руки, ласкать, пеленать, гладить его ручки, ножки, головку. Будь у детей хвостик, как у собачек, они бы радостно виляли вам всякий раз, когда вы голубите их, шутите, играете с ними. Малышам нравится, когда с ними возятся, баюкают, нянчат, — это прекрасный способ доказать вашу любовь, дать понять, что вы бесконечно любите их. Кроме того, не только вы, родители, должны выражать любовь вашему ребенку — чем больше людей возится с малышом, тем лучше: он будет думать, что все на свете рады ему, и, возможно, это убеждение поможет ему со временем хорошо ладить с миром.

Итак, обязательно вкладывайте в малыша свою любовь, заботу, ласку, уделяйте ему свое время, внимание, будьте в общении с ним честны, открыты и непосредственны. И только тогда получите плоды.

Уважайте желания ребенка

Другой очень важный путь проявления любви к ребенку — уважение его желаний. Детские желания очень естественные. Это верно, что вы лучше малыша знаете, что ему полезно, а что нет, но так же справедливо и то, что даже самый крохотный ребенок обладает некоей физиологической мудростью. Врачи знают это и меняют малышу диету, когда он отказывается от какой-либо пищи. Точно так же и вы должны признать закон-ность желаний ребенка, если перестанете навязывать ему навыки, которым он сопротивляется.

Если малыш не хочет спать днем, не принуждайте его. Если он отталкивает рожок, не допив несколько граммов, не нужно заставлять его во что бы то ни стало допить всю порцию. Это вовсе не значит, что вы не должны с малолетства вырабатывать полезные привычки, но приучать к ним надо, соизмеряя готовность и желание ребенка освоить их и учитывая его реакции. Иначе говоря: «Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба» (Б. Спок).

Когда ветры и течения слишком переменчивы, нельзя идти напрямик. Мы быстрее доберемся к цели, если станем лавировать и менять время от времени курс. Такая тактика поможет вашему ребенку самоутвердиться и почувствовать доброе отношение вас, родителей. Он поймет, что его любят, поскольку обращаются с ним как с человеком, а не роботом, который должен автоматически выдавать результаты.

Дети живут в чудеснейшем мире творчества и фантазий, радости и волшебных превращений. Это потом они научаться соизмерять «хочу» и «надо», это потом для счастья им не будет хватать одной лишь пуговицы. Вспомните, как вам в детстве многое запрещали без каких-либо на то причин и как вы совершенно искренне не понимали почему. Пройдет время, и ваш взрослый ребенок, может быть на основе каких-то детских ассоциаций, на свои взрослые желания будет ставить совершенно непонятные запреты. Запрет желаний в детстве, запрет действий — все это позже принесет свои горькие плоды. Чаще надо вспоминать себя в детстве, видеть в своем ребенке себя, смотреть на мир глазами малыша и не отказывать ему в его желаниях.

Только не путайте желания и капризы. Уверены, что вам часто приходилось видеть плачущего ребенка, который не знает, чего хочет; малыша, который упал на колени и не желает идти Дальше; выдавливающего слезы или, наоборот, со слезами, которые льются градом; малыша, который упал и неутомимо молотит ногами и руками. Согласитесь, что все это — зрелище не из приятных и вынуждает взорваться даже самую терпеливую маму. Как вы уже догадались — это детские капризы.

Но существует несколько способов не сдаться маленькому домашнему тиранчику, успокоить капризулю. Как успокоить капризного ребенка.

✏ Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет и мы не успеем погулять».) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, а просите немного подождать. Многие дети соглашаются на такую уступку.

✏ Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы не будить папу) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.

✏ Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может пройти и само собой. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необхо-дима забота и участие. Помогите ребенку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: «Как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем посмотрим».

✏ Попробуйте поторопить ребенка задорным «быстро-быстро», чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить, что к чему.

✏ Используйте «заговорки». Они требует большой энергии и работают в основном с малышами, но зато независимо от их состояния. Суть метода — говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и за-будет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. И кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то полезное, развивающее).

✏ Попробуйте успокоить капризного ребенка щекотанием или расскажите что-то смешное. Этот способ не подходит при начавшейся истерике.

✏ Попытайтесь отвлечь малыша. «О, смотри, птичка полетела!» знают все мамы и особенно бабушки. Можно по-другому: «Ой, что это у тебя? Ресничка на глазу. Подожди, сейчас вытащу, а то она мешает плакать».

✏ Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: «А кто там в кухне шуршит? Мне кажется, это мышка или ежик, пойду посмотрю...» Важно прийти в кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.

✏ Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять», и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.

✏ Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток, дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать, включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. (Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.)

✏ Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.

✏ Эту «утешалочку» рекомендуем использовать для детей старше 3—4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся на жизнь ребенку: «Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого тебе никто не дает, и во-обще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, все время дома сидишь...»

✏ Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово «таблетки» вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное — мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает — предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал, если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.

✏ Иногда достаточно крепко обнять ребенка, поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого — с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.

№1. Засыпание «по Споку»

Знаменитый радикальный способ справиться с нежелающим засыпать ребенком.
«Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут».
Современный психолог, специалист по детско-родительским отношениям Людмила Петрановская в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» критикует идею оставлять детей одних. Она напоминает, что во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери. По мнению Петрановской, если бы опасения про «избалуется, приучится» были бы верны, то дети едва ли не до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».

№2. Отказ от ночного кормления

Сомнительна и рекомендация Спока отказаться от ночного кормления, если ребенок весит не менее 4,5 кг.
«Если ребенку уже месяц и он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком.… Вообще говоря, ребенок, весящий около 4,5 кг и нормально питающийся днем, не нуждается в ночном кормлении».
Сегодня врачи убеждены, что не стоит прекращать ночные кормления так рано: именно они стимулируют выработку гормона пролактина, отвечающего за образование грудного молока. Важно сохранять ночные кормления, пока ребенок нуждается в них. Всемирная организация здравоохранения тоже рекомендует кормить по требованию – то есть так часто, как этого хочет ребенок, и днем, и ночью.

№3. Игнорирование плача

Если ребенок капризничает или плачет, «по Споку», не нужно на это реагировать: «У некоторых детей легко возникает рвота, когда они возбуждены. Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит… Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания, то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку».Однако результаты недавнего исследования, проведенного американскими учеными, свидетельствуют о том, что мама может смело, ничего не боясь, следовать своему материнскому инстинкту. Чем больше «обнимашек» и «ручек», чем больше тактильного контакта, чем больше маминого внимания и заботы, тем более успешным, уверенным в себе, добрым, чутким, психически и физически здоровым человеком станет ваш ребенок, когда вырастет. К таким выводам исследователи пришли, проанализировав данные о детстве и взрослой жизни более чем 600 человек.

№4. Сон на животе

«Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет».
В XXI веке педиатры говорят, что ребенок должен спать исключительно на спине и на твердом матрасе. Сон же младенца на животе опасен: это фактор риска синдрома внезапной младенческой смерти.
№5. Апельсиновый сок в качестве первого прикорма«Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте нескольких месяцев, – говорится в книге «Ребенок и уход за ним». – Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком… Обычно до 5-6 месяцев дети пьют сок из соски, а потом из чашки».
В 2017 году Американская Академия Педиатрии выпустила новые рекомендации по потреблению детьми фруктовых соков, согласно которым соки не должны присутствовать в рационе малышей в возрасте до года. Как считают авторы рекомендаций, сок не представляет для маленьких детей никакой особой питательной ценности, при этом в нем содержится очень много сахара и полностью отсутствует клетчатка. Лучше давать малышам в возрасте до года настоящие фрукты в печеном виде или в виде пюре. В этом случае ребенок получит все необходимые витамины и микроэлементы, а также клетчатку, но не будет привыкать к сладкому.

№6. Мясной прикорм с 2 месяцев

«Как показали исследования, мясо очень полезно детям даже на первом году жизни, – пишет доктор Спок. – Многие врачи сейчас рекомендуют давать мясо, начиная с 2-6 месяцев. Мясо для маленького ребенка или провертывают в мясорубке несколько раз, или протирают через сито, или трут на терке. Поэтому ребенку легко его есть, даже пока у него нет зубов».

№7. Слишком большие распашонки

Два месяца – это безусловно, слишком ранний возраст для начала прикорма – тем более, мясом. Педиатр Евгений Комаровский рекомендует начинать мясной прикорм не раньше 8-9 месяцев.
Об одежде для новорожденного в бестселлере Бенджамина Спока можно прочесть следующее: «Ночные рубашки. Вам понадобится от 3 до 6 рубашек. Покупайте сразу размер на возраст в 1 год. Распашонки. Вам понадобятся 3-6 распашонок размером на 1 год».
Новорожденный, несомненно, растет очень быстро, однако одежда не по размеру доставит и ребенку, и маме, сплошные неудобства.
«Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»Многие советы из книги «Ребенок и уход за ним» наивны и даже опасны для современных реалий. Однако Спок был первым педиатром, который выступил вразрез с общепринятым мнением, что воспитание ребенка прежде всего должно вырабатывать дисциплину. Его идеи для своего времени стали революционными и повлияли на многие поколения родителей, сделав их более нежными и чуткими к своим детям.
В предисловии к своей знаменитой книге Бенджамин Спок подчеркивает, что не стоит слишком буквально понимать все, что написано в книге.
«Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»
Бенджамин Спок, «Ребенок и уход за ним»

Ребенок и уход за ним

Предисловие к русскому изданию (1970 г.)

Необычна судьба доктора Бенджамина Спока. Знаменитый педиатр, книга которого «Ребенок и уход за ним» разошлась в США в 20 000 000 экземпляров и служит настольным руководством для матерей Америки, решил взять на себя ответственность за то, как дети, воспитанные с помощью его советов, поступают, достигнув зрелого возраста.

Перед его глазами - вьетнамская авантюра правящего класса США.

Сожженные города и деревни… уничтоженные посевы… пораженные напалмом дети, женщины, старики… жестокость американской солдатни… Но героический народ Вьетнама не сломлен.

Весь мир воочию убедился, что народ не может быть поставлен на колени, если он борется за свою независимость, за свою свободу, за счастье своих детей.

Мог ли гуманист, детский врач, всю свою жизнь посвятивший охране здоровья детей, пройти мимо грязной войны во Вьетнаме? И он становится активным борцом за мир. Он не постеснялся заявить, что война во Вьетнаме с военной точки зрения безнадежна, с моральной - порочна, с политической - обречена на поражения. Разве не скандально, что Америка тратит безумные деньги на войну и ничего не делает для того, чтобы покончить с нищетой у себя дома.

Доктор Спок вместе с другими прогрессивными деятелями Америки подписывает воззвание к американцам, в котором он заявляет о своем долге оказывать моральную поддержку и материальную помощь молодым американцам, отказывающимся под угрозой тюремного заключения идти в армию. Американские юристы публично заявили, что доктор Спок и его соратники имели право агитировать против службы в армии, так как граждане Америки не должны участвовать в незаконной и несправедливой войне, и что они вправе противиться своему правительству, ведущему такую войну. Участие в ней является тяжелым международным преступлением.

Доктору Споку около 70 лет. Он ездит по всей стране, выступает с лекциями, в которых рассказывает не только О том, как ухаживать за детьми, но и о том, как сохранить их жизнь, уберечь их от гибели на войне. Он говорит с теми, Кто растит детей, пользуется его книгой, его советами.

Родители! Сделайте все, чтобы во Вьетнам пришел Мир, - призывает доктор Спок.

И призыв его не остается бесплодным. Молодая прогрессивная Америка понимает, куда ведет вьетнамская авантюра американских монополий, и сотнями возвращает свои призывные карточки или публично сжигает их.

Правительство США привлекало доктора Спока к уголовной ответственности по обвинению в заговоре с целью побудить молодежь США к отказу воевать во Вьетнаме.

Американская гуманистическая ассоциация единодушно присудила Бенджамину Споку почетное звание Гуманиста года за его неутомимую деятельность против войны.

Таков доктор Бенджамин Спок, который, по признанию мировой общественности, олицетворяет собою честь и совесть Америки и книгу которого мы предлагаем вниманию советских людей.


Предисловие ко второму изданию (1971 г.)

Первое издание книги Б. Спока вызвало большой интерес у советского читателя. Это объясняется тем, что проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет человека, который бы оставался равнодушным к этому ответственному и трудному делу.

Б. Спок - американский детский врач с большим жизненным опытом. Он хорошо знает, какие трудности ожидают родителей при воспитании детей, какие сложные вопросы возникают при этом. Он так и начинает свою книгу: «Скоро у вас родится ребенок». Доктор Спок ставит задачу - рассказать о том, как воспитывать ребенка, начиная со дня его рождения. Всех родителей интересует, как добиться, чтобы ребенок был здоровым, что нужно делать для этого, какие меры принять, если- он болен, как определить, что он нездоров.

Большое внимание автор уделяет как будто бы мелочам: как узнать, отчего ребенок плачет, как его успокоить, как покормить. Но из таких мелочей и складывается комплекс воспитания, поэтому советы являются весьма ценными, особенно для родителей, которые прежде не сталкивались с детьми.

Очень важны советы родителям наблюдать за формированием психики ребенка. В книге затрагиваются проблемы, даются рекомендации родителям «трудных» детей.

Доктор Спок хорошо знает, что мало вырастить детей, надо их еще и правильно воспитать, нельзя калечить их ранимую психику. Вот поэтому он так активно выступает против агрессии американских империалистов во Вьетнаме, совершенно правильно считая, что такая война ничего, кроме горя и несчастья, не может принести в семьи и вьетнамцев, и американцев.

В. В. Кованов академик АМН СССР, заместитель председателя Советского комитета защиты мира, профессор


Дорогие родители! Большинство из вас имеет возможность, если нужно, обратиться к врачу. Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов, чтобы понять, что с вашим ребенком.

Настоящая книга не имеет в виду научить вас ставить диагнозы или лечить самостоятельно. Автор хочет дать вам лишь общее представление о ребенке и его нуждах. Правда, для тех родителей, которым в силу исключительных обстоятельств трудно добраться до врача, в некоторых разделах даются советы об оказании первой помощи. Лучше уж совет книги, чем никакого совета! Но нельзя надеяться только на книгу, если есть возможность получить настоящую медицинскую помощь.

Я хочу также подчеркнуть, что не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, - это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.

О родителях

Доверяйте себе

1. Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется.

Скоро у вас родится ребенок. Может быть, он уже родился. Вы счастливы и полны энтузиазма. Но если у вас недостаточно опыта, вы, возможно, опасаетесь, что не справитесь с уходом за ребенком. Вы наслушались разговоров о воспитании детей, вы начитались специальной литературы на эту тему, вы говорили с врачами. Проблема ухода за ребенком может показаться вам чересчур сложной. Вы выясняете, как ребенку нужны витамины и прививки. Одна знакомая говорит вам, что яйца нужно начать давать как раньше, потому что они содержат железо, а другая - что с яйцами надо подождать, потому что они вызывают диатез. Вам говорят, что ребенка можно избаловать, если часто брать его на руки, и что, наоборот, его нужно много ласкать. Одни говорят, что сказки возбуждают ребенка, а другие - что сказки благотворно влияют на детей.

Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?

Основные принципы Спока

«Ребенок – не черновик человека» , - именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока. Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.

«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко - его тело» , - говорит доктор.

Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту .

Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.

Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть. При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать. «Хочу играть», - это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», - это уже каприз.

А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка. Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном. Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.

Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.

Как успокоить ребенка, если он плачет?

Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.

Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов.

Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».

Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.

Попробовать отвлечь ребенка от и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».

Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».

Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.

Методики развития Бенджамина Спока

Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

Развитие зрительной памяти

Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.

Развитие слуховой памяти

Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

Развитие речи

Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.

В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая». Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

Развитие тактильной памяти

Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка. По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая. В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора. При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка. Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

Юлия Шершакова

Вы знаете почему сегодня в мире так много разводов? Потому что ровно 66 лет назад, 14 августа 1946 года, вышло в свет первое издание книги доктора, чье имя известно даже тем у кого своих детей сроду не было - Бенджамина Спока "Ребенок и уход за ним". В мягкой обложке книга этого скромного тогда детского врача и малоизвестного психоаналитика продавалась по цене в 25 центов, и за первый год без предварительной рекламы разошлась в количестве 750 тысяч экземпляров.

Такой объем продаж сохранялся еще долгие годы, выведя книгу Спока в Америке на второе место по популярности после Библии. К концу века суммарный тираж этой книги перевалил за 50 миллионов, она была переведена на 42 иностранных языка, включая тайский, тамильский и урду.
И лишь самоубийство в 1983 году в возрасте 22 лет внука Бенжамина Спока - Питера, заставило учеников Гуру детского воспитания призадуматься, а книги Спока с этого времени стали как-то постепенно терять популярность.


Сам я Спока не читал, но осуждаю - оказалось что многие его идеи не прошли испытание временем, а некоторые из них впоследствии были признаны крайне вредными и даже опасными.
Например одна из самых известных его рекомендаций предписывала следить, чтобы младенец засыпал, лежа на груди, а не на спине. С чего Спок это взял так и осталось неведомым, но зато теперь точно известно, что этот совет потенциально смертельн. Исследования, проведенные в конце 80-х годов показали, что риск умереть в колыбели для детей, засыпающих лежа на груди, в четыре раза выше, чем для детей, засыпающих на спине.


В 1986 году группа "Театр" записала альбом (почти рок-оперу) "Дети доктора Спока":
"Узнаете ли вы,
Эти нежные лица,
Дорогие мои москвичи? ...
Дети доктора Спока,
Эту кличку им дали врачи.
Поколение рока,
Дети доктора Спока в ночи..."
А потом я узнал как его теория, что детей не нужно "баловать" укачиванием и ласковыми словами, если они начинают плакать, по мнению многих современных психологов, привела к нарушениям психики у нескольких поколений детей в том их возрасте, когда ребенок воспринимал информацию от матери на подсознательном уровне.

Именно поколение "детей доктора Спока", воспитанное на его советах, устроила потом равенство полов, которое привело к борьбе между мужчинами и женщинами и в обществе, и на службе, и в семье. А в конечном итоге - привела к краху доселе незыблемого традиционного брака. К этим постоянным современным разводам, которые у поколения наших родителей были нечасто, у поколения наших дедов редкостью, а у поколения наших прадедов их не было вообще.

Этим бестселлером Бенджамина Спока зачитывались миллионы матерей всего мира, которые сами были воспитаны на методах доктора Спока. У воспитанных также на советах доктора Спока отцов, тема "Ребенок и уход за ним" как-то плавно перетекала в более актуальную тему "Жена и уход от нее".

Сам Спок, когда узнал об этом, в 1976 году тоже развелся. И в том же году вторично женился на женщине, которая была моложе его на 40 лет. И я очень надеюсь, что 33-летняя жена ухаживала за Споком по его же методе: кормила 73-летнего Бенджаминчика не по графику и не подходила к кроватке престарелого доктора когда тот капризничал...

Просмотров