Нод по окружающему миру. Конспект НОД по окружающему миру «Моя семья. Дидактическая игра «Навигатор»

Программное содержание: учить детей различать по внешнему виду и называть
овощи и фрукты, предметы одежды, учить видеть красоту природы, понимать
вопрос воспитателя и отвечать на него, закреплять умение действовать по
сигналу, развивать внимание, речь, мышление, воспитывать любовь к природе,
любознательность
Материалы: картинки с изображением фруктов и овощей, их муляжи, две
корзины, иллюстрации с изображением осени, разноцветные осенние листья,
предметы одежды, лужи, сделанные из бумаги, аудиозапись.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
физическая культура.
Ход нод
Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла Катя, здоровается с
детьми. Воспитатель обращает внимание на грустный вид куклы Кати, уточняет,
что случилось. Поясняет детям, что кукла грустная от того, что лето закончилось,
наступила осень.
Беседа с детьми «Что нам осень подарила?»Воспитатель спрашивает детей,
можно ли быть грустным, потому что осень пришла. (Ответы детей, их
обсуждение). Воспитатель обобщает ответы, что не нужно грустить от того, что
лето прошло, зато осень пришла к нам в гости. Каждое время года красивое по­
своему и приносит людям свои природные дары. Воспитатель спрашивает детей,
как вы думаете, что нам осень подарила? (Ответы детей). Воспитатель
обобщает, что осенью созревает много овощей и фруктов, а в них содержатся
витамины, необходимые нам для здоровья.
Дидактическое упражнение «Узнай, назови и найди» На одном из столов
перед детьми лежат муляжи фруктов и овощей, а на другом ­ картинки с
изображением фруктов и овощей. Воспитатель предлагает детям взять по
одному из овощей или фруктов, показать всем, назвать его, а затем найти
картинку с его изображением.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты»На столе стоят две корзины и муляжи
фруктов и овощей. Воспитатель предлагает в одну корзину положить овощи, в
другую ­ фрукты. Дети раскладывают, воспитатель уточняет: лук, помидор,
огурец, перец – это (овощи, а яблоко, груша, апельсин, лимон – это (фрукты).
Игра «Собери осенний букет»Воспитатель показывает иллюстрации с
изображением осени, дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя по
содержанию. Воспитатель обращает внимание, что осенью листья становятся
желтыми, красными, коричневыми, они опадают и застилают землю красивым
ковром. Обращает внимание на листья, лежащие на полу, предлагает собрать и
сделать из них осенний красивый букет. Дети собирают листья, воспитатель
делает букет.
Игра «Обойдем лужи»Воспитатель сообщает, что осенью часто идет дождь,
после которого на земле появляются лужи, но мы луж не боимся, мы пойдем
гулять и все лужи обойдем. Воспитатель обращает внимание детей на лужи,
предлагает пойти погулять, но обходя все лужи. Звучит музыка, дети ходят, не
наступая на лужи.
Дидактическое упражнение «Оденем куклу на прогулку»Воспитатель,
обращаясь к кукле, напоминает, что незачем грустить от того, что наступила

осень, затем сообщает детям, что кукла Катя говорит, что осенью гулять нельзя
на улице. Воспитатель уточняет у детей, так ли это. (Ответы детей, их
обсуждение). Воспитатель обобщает, что и осенью можно гулять на улице,
только нужно надеть правильную одежду. Предлагает детям рассмотреть
одежду и выбрать ту, что подходит для прогулки осенью. Дети выполняют
задание.
Кукла Катя благодарит детей, поясняет, что она теперь ни за что не будет
грустить осенью, прощается с детьми уходит.
Итог нод­кто приходил в гости?
­от чего Кукла Катя была грустная?
­почему не нужно грустить осенью?
­что нам осень дарит?

Юлия Кутырева
НОД окружающий мир.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема : Примирение Винтика и Тюбика

Возрастная группа : Старшая

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) :Фронтальная. Индивидуальная.

Учебно-методический комплект (программы) : Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. В. В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе.

Средства :

наглядны

мультимедийные

литературные Стихотворение Романа Сефа "Совет".

музыкальные

оборудование Костюм Тюбика и Винтика.

Цель : формирование умения быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» .

Задачи :

Обучающие_ Обогощать слова вежливости. Учить вежливому обращению к незнакомым. Закрепить знания поведения в общественных местах.

Воспитательные Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, родителями и сотрудниками.

Развивающие Развивать монологическую речь, умение рассуждать. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.

Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат.

Мотивация к деятельности

2 минуты. Здравствуйте ребята. У нас сегодня гости. Вы узнали, кто к нам пришел?

Тюбик : Здравствуйте ребята. Меня зовут Тюбик. Я тут проходил мимо и решил зайти. А вы Винтика, случайно не видели здесь? Представляете, мы с ним поссорились, потому что, он не хотел ставить прививку, и он убежал в ваш детский сад. Вы поможете мне его найти и уговорить, поставить прививку? Приветствует детей.

Обращает внимание на гостя.

Здороваются.

Встречают гостя.

Проявляют интерес. Положительный эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность

2. Планирование деятельности

3 минут. Воспитатель : Поможем найти? Поможем уговорить Винтика, поставить прививку? А вы знаете, зачем ставят прививки? Правильно, что бы, не заболеть, особенно осенью. А вы не боитесь прививок? Молодцы!

Но где же его искать? Ребята если мы пойдем его искать, нам придется спрашивать у прохожих людей. Вы умеете быть вежливыми? А какие правила поведения вы знаете? А как нужно обращаться к незнакомым людям? Правильно, обращение нужно начинать с волшебных слов извините, или простите. А когда вам ответят, нужно сказать спасибо. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Выявляет знания, незнания.

Поощряет детей к высказыванию.

Высказываются.

Готовы прийти на помощь.

Высказывают свое мнение.

Рассказывают правила обращения. Умеют слушать, отвечают на вопросы.

Пытаются самостоятельно предложить объяснение проблемы.

Умеют передавать мысль.

Знают как звери к зиме готовятся.

3. Организация игровой деятельности

8 минут Ну что пойдемте его искать.

Здравствуйте, извините, у нас потерялся Винтик, он не хотел ставить прививку и убежал, вы случайно его не видели? Спасибо.

Ну что здесь его нет, а может он убежал в

младшую группу? Давайте спросим, как пройти в младшую группу? Простите пожалуйста, а вы не подскажете, как пройти в младшую группу? Спасибо.

Здравствуйте. Простите, мы ищем Винтика, он потерялся, вы его не видели? Спасибо. Винтик, дорогой, почему ты не хочешь ставить прививку? А у наших ребят, у всех стоят прививки. Ребята расскажите, пожалуйста, Винтику, зачем нужно ставить прививки. И совсем не больно, правда? Пойдем, пожалуйста, с нами, за тобой пришел Тюбик. Не ссорься с Тюбиком, он о тебе заботится, не хочет, что бы ты болел. Строит детей, идет вместе с ними в соседнюю группу.

Обращается к воспитателю соседней группы.

Поощряет детей к общению с прохожими.

Здоровается с воспитателем младшей группы.

Зовет Винтика.

Ведет в группу детей. Строятся.

Идут искать Винтика.

Здороваются.

Задают вопросы, вежливо обращаются.

Зовут Винтика с собой.

Уговаривают поставить прививку.

Делятся впечатлениями.

Идут в группу. Проявляют инициативу и самостоятельность.

Открыты внешнему миру.

Взаимодействуют со сверстниками, воспитателем.

Имеют развитое воображение.

Самостоятельная деятельность детей

5. Самоконтроль

2 минуты. Какие вы молодцы! Винтик, знаешь, а ведь и в старшей группе ребята тоже иногда ссорятся. Но это очень опасно. Почему ребята? Потому, что сразу появляется обида, грусть и раздражение.

Винтик : хорошо, мы не будем больше ссориться. Тюбик, прости меня, я больше не буду убегать. Пойдем скорее ставить прививку, пока я не заболел.

Тюбик : До свидания ребята, не болейте, одевайтесь теплее, потому что осенью становится холодно. И никогда не ссорьтесь.

Поиграем немножко.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

Воспитатель : Сейчас я познакомлю вас со стихотворением Романа Сефа "Совет".

Поссорились

Чашка и блюдце,

Они разобьются,

В кухне, на полке,

Будут лежать

Не ссорься напрасно -

Рассказывает про ссоры.

Слушает Винтика.

Прощается с гостями.

Проводит пальчиковую гимнастику.

Читает стихотворение.

Читает с разной интонацией.

Читают несколько раз.

Вызывает желающих рассказать стихотворение.

Помогает при необходимости.

Делятся эмоциями.

Внимательно слушают.

Прощаются с гостями.

Пальчики сгибают, разгибают.

Пальчики в замочек, поднимают пальчики и опускают.

Внимательно слушают стихотворение.

Повторяют вместе с воспитателем.

Читают стихотворение.

Желающие рассказывают самостоятельно. Проявляют инициативу и самостоятельность.

Уверены в своих силах.

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Способны договариваться.

Проявляют творческие способности.

Положительно относятся к другим.

Сопереживают неудачам и радуются успехам других.

6. Рефлексия.

2 минуты. Ребята, что вам больше понравилось, как Маша рассказала стихотворение, или Оля? Не забывайте, про вежливость. У вас получилось рассказать стихотворение? Вспомним, как нужно обращаться к незнакомым людям? Какие еще вежливые слова вы знаете? Поощряет детей к высказыванию, обсуждению.

Терпеливо выслушивает всех.

Повторяет вежливые слова. Обсуждают.

Делятся впечатлениями.

Рассказывают вежливые слова. Способны оценить свою деятельность. Свой вклад в решение проблемы.

Определить свое настроение во время НОД.

7. Открытость

1 мин. Молодцы, в свободное время мы почитаем еще стихи о дружбе, вспомним поговорки и пословицы. Предлагает дальнейшую деятельность. Предлагают свои варианты. Открыты внешнему миру.

Публикации по теме:

НОД «Окружающий мир»"Куклы из бабушкиного сундука" Цель: способствовать формированию у детей представления о различных видах русских народных.

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» в старшей группе тема «Путешествие в горы» Цель: формирование первичных представлений о горах. Программное содержание: 1. Образовательные задачи: - дать начальные сведения о ландшафте.

Конспект НОД в подготовительной группе: «Исследуем окружающий мир» Задачи: активизировать детей познавать окружающий мир через опыты, эксперименты; закрепить знания об окружающем мире (источники света, свойства.

Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» ЦЕЛИ: 1. Расширить представления детей о стране, в которой.

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи:

  • Формировать представления детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
  • Уточнить представления о предметах личной гигиены.
  • Закрепить знание о полезной пищи.
  • Развивать умение заботиться о своем здоровье.
  • Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.

Ход занятия:

Воспитатель:

– Ребята, вы хотитесейчас отправиться в волшебную страну «Здоровья»?

– Тогда давайте, сядем в наш волшебный поезд и отправимся в путешествие! А вы знаете, что в этой стране все ее жители каждый день всегда вслух, как можно чаще, произносит волшебное слово «здравствуйте», и поэтому у них всегда хорошее настроение, и они никогда не болеют, всегда здоровые! Это слово удивительное и волшебное! Ребята, а когда мы это слово употребляем в повседневной жизни?

– Правильно! (Утром когда здороваемся!)

– Молодцы! Это слово мы произносим не только чтобы поприветствовать другого человека, но и еще пожелать ему что, как вы думаете?

– Правильно! (Желаем человеку здоровья!)

– Вот сейчас мы с вами отправимся в страну «Здоровья»! Там живут люди, их называют «Бодрячками», потому что они каждое утро здороваются и делают зарядку!

– Отправляемся, закрываем глазки, ручки опустили, вокруг себя покружились!

– Раз, два, три! Открываем! Вот, ребята посмотрите, мы оказались в стране «Здоровья»!

– А теперь ребята, послушайте стихотворение:

Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, -
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В садике и дома.
Болюбаш Анастасия

– Давайте, поиграем в игру, которая называется: «Что лишнее?» Я вам буду кидать мяч поочереди и говорить слово, если слово относится к гигиеническим процедурам, вы мяч должны поймать, если это слово лишнее, вы должны мяч отбросить! Кто ни разу не ошибется, тому я дам за вознаграждение «бодрячка». В конце нашего путешествия мы посчитаем у кого «Бодрячков» будет больше всего! (Карандаш, полотенце, мыло, лопата, вода, сковорода, яблоко, щетка, ведро, ручка, зубная паста и т. д.).

– Молодцы! Хорошо вы знаете предметы, относящиеся к гигиеническим процедурам!

– Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад я нашла у двери письмо? Давайте я вам его прочитаю!

«Бодрячки» просят вас отгадать загадки! Попробуете?

А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет... (йод)

Я под мышкой посижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)

– Мне поставила вчера
Два укола … (медсестра)

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины… (А, В, С)

Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день… (зарядку)

Молодцы! Все верно отгадали! Вот кто отгадал, тот ребенок получает «бодрячка».

– Ребята, посмотрите, в письме есть еще задания для нас!

2 задание:

– Здесь написано, что Бодрячки просят сделать для них памятку, чтобы их жители всегда помнили, что надо делать чтобы никогда не болеть! Попробуем? Тогда возьмем ножницы и вырежем по контуру картинки, которые лежат у вас на столе и наклеем их на большой лист!

– Молодцы! Выполнили задание!

– А теперь немножко отдохнем!

Физминутка

Про животных.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.

– Молодцы! Размялись немножко!

– Ребята, послушайте, он говорит, что не может справиться с заданием, а пока он не справится, он не сможет идти лечить больных зверят! Поможем ему?

– Посмотрите внимательно, у вас на столе листочек с заданием, которое называется «Полезные и неполезные продукты», вам нужнополезные продукты обвести в круг.

– Молодцы! Правильно! Вы справились с заданием! И за это задание, каждый из вас получит «бодрячка».

– Ребята, в письме есть еще одно задание для нас, оно последнее, давайте его поскорее выполним.

3 задание:

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

– Скажите, как врач использует эти предметы?

– Что делает врач шприцем? (Делает уколы.)
– Что делает врач термометром? (Измеряет температуру.)
– Что делает врач ватой? (Смазывает кожу перед уколом.)
– Что делает врач зеленкой? (Смазывает царапину.)
– Что делает врач бинтом? (Перевязывает рану.)
– Что делает врач массажером? (Делает массаж.)
– Что делает врач фонендоскопом? (Слушает дыхание и биение сердца.)
– Что делает врач грелкой? (Прогревает больное место.)
– Что делает врач пинцетом? (Достает занозы.)
– Что делает врач пластырем? (Заклеивает мозоли.)

– Молодцы, ребята! Давайте посчитаем, у кого сколько «бодрячков»! Молодцы, у всех много «бодрячков, значит все сегодня были очень внимательными!

– Наше путешествие к сожалению заканчивается и нам нужно возвращаться в группу, но перед тем как нам вернутся послушайте, что я вам скажу:

Здоровый человек – такая редкость!
Не всем дано в числе здоровых быть.
А потому что эту драгоценность,
Не все умеют бережно хранить.

Здоровья крепкого вам я пожелаю.
Люби себя, здоровье береги.
Пусть недуги бесследно исчезают!
Нет места им на жизненном пути!

– А теперь мы с этим напутствием возвращаемся в группу и будем радостными, добрыми и будем всем улыбаться, и здоровья всем желать! Встаем в круг, возьмемся за руки, закрываем глазки…

– Раз, два, три! Открываем! Ну вот мы с вами и в группе!

– Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? (Да).
– А чтобы нам не загрустить, что мы вернулись с такого увлекательного путешествия давайте сядем за столы и попьем горячий, сладкий чай с полезным малиновым вареньем, чтобы не болеть!

«Как хорошо у нас в саду!»

Программное содержание . Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Материал. Фотографии помещений детского сада, план детского сада, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, бумажные осенние листочки, звукозапись пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осенняя песня. Октябрь», презентация «Наш любимый детский сад», план территории детского сада, знаки – символы этапов деятельности.

Проблемная ситуация

У каждого из вас, ребята, есть семья, где вам хорошо и где вас все любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми?

Что же это за вторая семья? Кто догадался?

Целеполагание

Как вы думаете, о чем пойдет наш разговор сегодня?

Беседа

А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад?

Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад?

Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам?

Рефлексивная точка. О чем мы сейчас беседовали? (значок – д/с)

Если человек идет в первый раз в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать наш детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес). А вы это знаете? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Навигатор»

На плане детского сада проложить маршрут до входной двери, ведущей в нашу группу (работа в малых группах).

Рефлексивная точка. С чем сейчас работали? (по плану д/с)

Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим.

Я предлагаю поиграть в игру «Кто лучше знает свой детский сад?»,

а для этого приглашаю совершить виртуальную прогулку и сначала познакомиться с некоторыми его сотрудниками.

Фотографии «Мой любимый детский сад»:

1. Загадки о сотрудниках д/с:

Детский сад весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми кто руководит? (заведующий)

Чем ребятам заниматься?

Как учиться и когда?

Самый главный увлекатель

Это (старший воспитатель).

Кто нам звуки исправляет

постоянно поправляет?

С речью мы не знаем бед,

постарался (логопед).

Кто у нас все песни знает,

музыку кто понимает?

видит кто у нас талант?

ну конечно (музыкант)

Кто все сказки, и загадки,

И стихи на память знает?

В куклы, мячики, лошадки

Кто до старости играет?

Кого мы слушаем внимательно

Это наши (воспитатели)

Кто заботливей мамаши

Наших деток бережет?

Им кладёт в тарелки каши,

В чашки сладкий льёт компот?

Кто, спины не разгибая,

Моет пол и пыль гоняет?

Если в группу вы зайдёте,

На вопрос ответ найдёте:

Всю заботу и вниманье

Дарят детям наши... (няни)!

Итог Л юди каких профессий еще работают в детском саду?

Вы хорошо знаете сотрудников детского сада, а теперь

2. Вспомните и назовите помещения детского сада «Где мы были…»

(Показ фотографий ).

А хотите на минутку заглянуть в прошлое?

3. Путешествие «По страницам истории д/с»

Ребята, которых вы видите на фотографиях, выросли и стали мамами, папами, бабушками и дедушками. Скажу вам по секрету, что наша Петрова Валентина Фёдоровна (когда была маленькая девочка) ходила в наш детский сад, а Клавдия Ивановна работала нянечкой в группе, в которую ходила Валентина Фёдоровна.

Рефлексивная точка - Где вы побывали? (виртуальная экскурсия по современному д/с и нашему д/с в прошлом).

Пришло время отдохнуть и прогуляться по территории д/с – мысленно.

Релаксация

Закройте глаза и послушайте звуки осени.

Звучит звукозапись пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осенняя песня. Октябрь».

Что представилось, когда слушали «Осеннюю песню» Петра Ильича Чайковского? (Тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне». Под эту мелодию вспоминаются строки

Осень! Осыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят А. Толстой

(На полу разбросать бумажные осенние листья).

Дидактическая игра «Назови дерево, с которого упал осенний лист»

Вот и к нам в группу ветер принес осенние листья с разных деревьев. Давайте их соберем и назовем деревья, на которых они росли.

Итог. Вы правильно назвали деревья, на которых росли эти листочки.

Оформление осеннего дерева

Я предлагаю вам, ребята, сделать яркие, разноцветные листочки и оформить наше осеннее дерево, которое вы можете подарить на день рождения нашему д/с.

Дети самостоятельно приступают к работе с бумагой.

Рефлексивная точка . Что сейчас делали? (Осеннее дерево, готовили подарок)

Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь.

ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ .

Что можете сказать о своей работе и о нашей совместной работе на занятии?

Калугина Ольга Андреевна,

воспитатель

МБОУ начальная школа - детский сад № 42

города Сургута

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.

Задачи НОД.

Основная образовательная область.

Познание: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Коммуникация: продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка.

Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.

Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса для человека, о том, как человек может сохранить лес.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.

Формы организации совместной деятельности: дидактические игры,малоподвижная подвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.

Материал к НОД: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, рябины, сосны, дуба; заготовки для составления панно; обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт.

Методы и приёмы : словесные – дидактические игры экологической направленности, практические - малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.

Ход НОД:

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т.д.)

Ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Хотите выяснить?

Но тогда в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились.

Вот мы и в лесу.

– И так, маленькие знатоки, для, начало отгадайте загадку.

Педагог загадывает детям загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Совершенно верно это дерево.

Как вы думаете, дерево живое или нет?

Почему так думаете?

Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.

С помощью чего деревья дышат?

(ответы детей).

Правильно, с помощью листьев.

Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?

Но тогда в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Игра «Части дерева » (подходят к модели дерева).

(Дети подходят к частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части)

Антон начни. Какую ты часть взял?

Корни, что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы. - Корни удерживают дерево.

Даша, ты какую часть взяла? (ствол)

Какую функцию выполняет ствол?

По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.

Света, что есть на ветках? - есть листья, цветы, плоды.

Ребята, что выделяют листья?- кислород, а поглощают свет,

Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

Когда листья падают, что происходит - гниют, образуют питательные вещества для дерева.

Молодцы.

Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?».

Но тогда в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

-Ответы детей:

- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;

- это место для постройки гнезда;

для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

- для художника это объект для картин;

- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Молодцы.

Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?

(деревья)

Береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр.

Игра «С какого дерева листок» .

Давайте подберем листочки для каждого дерева.

(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)

Воспитатель, предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево.

Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками?!

Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?

Конечно?

А как же нужно вести себя в таком красивом лесу?

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

Молодцы!

Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

- Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю?

- И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?».

Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.)

- Ребята, какие молодцы.

Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?

(ответы детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).

Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?

(хвойный).

Правильно.

А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?

(лиственный).

А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

(смешанный).

Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса.

Читаю четверостишье

Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

Молодцы ребята!

Ребята скажите, где мы побывали?

(В лесу).

Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Давайте, ребята мы наше с вами панно отправим маленьким детям, чтобы и они могли полюбоваться красотой природы.

Список литературы.

  1. Большая книга загадок/ Составители Е. Нефёдова, О. Узорова. – М.: «Планета детства», ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 816с.: илл.32.
  2. Вахрушев А.а., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «БАЛАСС», 2003. – 304с.
  3. Ковалько В.И. Азбука физминутов для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Просмотров