Пальчиковая гимнастика белочка. Пальчиковая гимнастика «Белка. Предварительная совместная деятельность

Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.

"БЕЛОЧКА”
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

"ДЕТКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
"ОЧКИ”

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.
"БАБОЧКА"
(народная потешка)

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

"ПТИЧКИ"

Птички прилетали,

Крыльями махали.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
– застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя ).

Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).

«Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

Кто открыть его бы смог? (Повторение движений .)

Потянули ( пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть сначала в одну, потом в другую сторону),

Покрутили ( движения кистями рук со сцепленными пальцами к себе, от себя),

Постучали ( пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга )

И открыли ( пальцы расцепить, ладони в стороны ).

«Лошадки»

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок,

Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы идут по поверхности стола).

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, (

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, ( Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки (пальчики смотрят вниз – «корни»).

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке (одна рука сжата в кулак – «ножка», на кулаке раскрытая ладонь другой руки – «крышка стола»),

Рядом стульчик у окошка (к ладони одной руки приставлен кулачок ).

Два бочонка под столом (обе ладони сжаты в кулак ).

Вот какой я видел дом! (ладонями обеих рук показать крышу дома .)

« Домик»

Раз, два, три, четыре, пять (разжимают по одному сжатые в кулак пальцы, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание поочередно, начиная с мизинца, широко расставленных пальцев в кулак).

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы, начиная с большого),

Мы с тобой снежок лепили (лепят, меняя положение ладоней ).

Раз – подбросим (подбрасывают ),

Два – поймаем ( приседают, ловят ),

Три – уроним ( роняют)

И… сломаем ( топают) .

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки )

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки ).

Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)

«Уточка»

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец )

И среднего и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец )

И самого любимого. (Загибают указательный палец )

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого .)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красу! ( На каждую строчку большой палец дважды «здоровается» с одним пальцем, начиная с указательного сначала правой руки, потом левой.)

«Елочка»

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»),

Шишки, иголочки ( пальцы сжаты в кулаки, указательные выставлены ),

Шарики, фонарики («шарики» из пальцев вверх, вниз),

Зайчики и свечки («ушки» из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты),

Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе).

Игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

Игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне"). Игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

«перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом") .

Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) .

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). чиками мы покрутим,...

Очень важной частью работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения.

Игры эти эмоциональны и увлекательны.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями; пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ладошка - кулачок- ребро»

Называю, во что должна превратиться ручка, и выполняем. Когда дети научились справляться одной ручкой, мы пробуем делать упражнение двумя руками одновременно.

«Пальчики - здороваются»

На счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяют пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и тд.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой, а затем левой руки бегают по столу. А если выполнять двумя ручками сразу, то получатся «Перегонки».

«Деревья»

Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Осенью ветер северный подул и все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них).

Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальцами по столу).

Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд назад).

Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу).

«Семья»

Сгибаем ручки в кулачок, а затем по очереди разгибаем пальчики, начиная с большого: «Этот пальчик-«дедушка», этот пальчик «бабушка», этот пальчик «папочка», этот пальчик «мамочка», этот пальчик «я». Вот и вся моя семья».

«Замок»

На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)

Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)

Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)

Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)

«Капустка»

Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)

Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)

Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)

А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)

«Паучок»

Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

«Как живешь? »

Как живешь?

Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)

А плывешь?

Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)

Машешь вслед?

Вот так! (Машет кистями рук)

Ждешь обед?

Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)

А шалишь?

Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)

«Наш малыш»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)

«Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)

Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)

А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)

Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)

«Новый дом»

Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)

Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом…

Начинают строить дом.


Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке - сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель : Сколько орешек продала белка? (ответы детей)

Белка : Дети, а ещё я люблю очень ореховое варенье.

Показывает воспитатель действия языком из упражнений артикуляционной гимнастики «Язычок вышел погулять», «Вкусное варение».

Белка : Дети, у меня есть веселый сказочный друг. А как его зовут, попробуйте отгадать.

Загадка

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол.

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Воспитатель : Вы, узнали кто это?

А, из какой он сказки?

Дети : Из сказки «Колобок».

Воспитатель : Дети, сегодня на занятии вместе с Белкой мы вспомним эту сказку. Белка, а какая это сказка русская народная или нет?

Белка : Русская народная.

Воспитатель : Дети, а почему русская народная?

Дети : Русская народная, потому что её придумали люди.

Воспитатель : Дети как начинается сказка «Колобок»?

Дети : Жили-были дед да баба.

Воспитатель : Из чего сделала бабушка колобка?

Дети : Из теста.

Воспитатель : От кого ушел колобок?

Дети : От бабушки и дедушки.

Воспитатель : А куда покатился колобок?

Дети : В лес.

Белка : Я вам сейчас загадаю загадку, и вы узнаете, кого он встретил первым.

Загадка

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

На экране появляется слайд зайца и колобка на фоне леса.

Воспитатель : Кого первого встретил колобок на своем пути?

Дети : Зайку.

Воспитатель : Опишите зайку. Какой он был? (Ответы детей) Что любит зайка есть?

Дети : Капусту, морковку.

Воспитатель : Что потом случилось с колобком?

Дети : Колобок спел песенку свою и убежал от зайца.

Воспитатель : А зайка ходит или прыгает?

Дети : Прыгает.

Воспитатель : Белка, давай ты снами попрыгаешь как зайка.

Дети прыгают на коврике. Дети рассаживаются полукругом на ковре.

Воспитатель : Кто помнит песенку колобка, и споёт её нам?

Если дети испытывают затруднения, воспитатель включает аудиозапись песенки.

Песенка:

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти!

Воспитатель : После зайца, колобок кого повстречал?

Дети : Волка.

На экране появляется слайд с изображением волка и колобка.

Воспитатель : Какой волк на экране?

Дети : Серый, злой.

Воспитатель : Как рычит волк?

Дети : Р-р-р.

Воспитатель : Колобок убежал от волка?

Дети : Да!

Воспитатель : Кто споет песенку колобка?

Песенка :

Я по коробу скребён,

По сусеку метен,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, не хитро уйти!

Белка : Дети, я знаю интересную игру «Зайка серенький сидит» и предлагаю вам на коврике в неё поиграть.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(сесть на место)

Воспитатель : Потом, кого встретил колобок?

Дети : Медведя.

Белка : Кто, дети, знает стихотворение про мишку?

Чтение стихов А. Барто «Мишка косолапый по лесу идет», «Оторвали мишке лапу».

Воспитатель: После медведя кого встретил колобок?

Появляется на слайде лиса.

Воспитатель : Опишите лису. Какая лиса?

Дети : Хитрая, рыжая, игривая.

Белка : А что случилось с колобком, когда он встретил Лису?

Дети : Колобок сел ей на носок, и стал петь свою песенку, и она его съела.

Заключительная часть.

Белка : Дети, мне очень понравилось у вас в гостях.

Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)

Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть?

Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

Вы сейчас пели, играли, помогли мне вспомнить сказку «Колобок», за вашу помощь, я дарю вам эту корзину с орехами.

Воспитатель : Спасибо, белка. До свидания.

Глава 4 УМК области "Художественно-эстетическое развитие".

Комплексная программа
-Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. -Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года) -Комарова Т.С. Развитие художестенных способностей дошкольников. -Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. -Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. - Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. -Плакаты "Гжель", "Хохлома". -Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством. -Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:3-4 года.нига для чтения в етском саду и дома 2-4 года.
Парциальные программы Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. 3-4 года.

Занятие 1.

Тема: " Лесенка для бельчонка"

Задачи :

Образовательные задачи :

Формирование навыков и умений раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук, конструктивным способом лепки создавать композицию.

Расширять и обогащать представление детей об образе жизни диких животных, их лесных жилищах.

Учить отгадывать загадки, решать логические задания.

Развивать связную речь детей, учить употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Развивающие задачи:

Развитие интереса детей к лепке ;

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие активности в процессе лепки ;

Развитие воображения, фантазии;

Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные задачи:

Воспитывать отзывчивость и доброту;

Способствовать проявлению положительных эмоций;

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

1. Технология музыкального воздействия (использование лицензионного ЭОР песенка Бельчонка в исп. К.Румяновой).

2. Здоровьесберегающая технология- пальчиковая гимнастика «Белка»

Материалы:

Пластилин, доска для лепки , картон, с нарисованным на нем деревом с дуплом, бумажный бельчонок, магнитофон, аудио запись песенки Бельчонка, маски белочки.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением диких животных (белки, бельчонка, зайца, зайчонка), беседа по вопросам (Кто это? Где живут? Чем питаются? Как называют детеныша? Какого цвета шубка зимой, летом? и т.д.), чтение стихов и загадок.

Ход НОД.

Организационная часть.

Дети сидят на коврике.

Воспитатель: Дети! Сегодня я расскажу вам очень интересную историю. А про кого – это вы сможете узнать, отгадав загадку (читает загадку про белочку). Угадайте, кто это?

Дети .: белочка.

Воспитатель .: Молодцы! Давайте выполним пальчиковую гимнастику«Белка»

Я – белка в шубке меховой,

Пушистый хвост –помощник мой,

Он помогает мне скакать

Везде успею побывать.

Прыг-скок, прыг-скок. (Повторяем 2-3 раза)

Воспитатель .: Правильно! А где же дом Бельчонка?

Дети.: На дереве.

Воспитатель.: А дерево какое?

Дети: Высокое.

Воспитатель.: И как же на него забраться?

Дети.: Надо сделать ему лесенку.

Воспитатель.: Правильно, молодцы! Поможем бельчонку попасть домой? Сделаем ему лесенку?

Дети.: Да!

Воспитатель .: Замечательно! Тогда давайте подойдем к столу.

Основная часть

На столе стоят игрушки: Бельчонок и Зайчишка, рядом (на мольберте) висит нарисованное дерево с дуплом и мамой Белкой на ветке.

Воспитатель.: Ребята, посмотрите, а вот и наши герои: Бельчонок, Зайчишка и мама Белка. У Бельчонка и мамы Белки шубка какого цвета?

Дети.: Оранжевого.

Воспитатель.: А у Зайчишки?

Дети.: Серого.

Воспитатель.: Где сидит мама Белка?

Дети.: На дереве.

Воспитатель.: (проводит игру м/п «Высокий - маленький») Покажите, пожалуйста, дерево какое?

Дети: Высокое (поднимаются на носочки, тянут руки вверх).

Воспитатель.: А Бельчонок какой? Покажите.

Дети.: маленький (приседают на корточки).

Воспитатель.: Молодцы! И как мы поможем Бельчонку попасть домой?

Дети.: Сделаем лесенку.

Воспитатель.: Хорошо! Садимся за стол. (Дети рассаживаются, перед каждым лежит доска для лепки, пластилин и салфетка, в центре стола лежит образец лесенки.) Посмотрите, из чего состоит наша лесенка? (Показывает образец.)

Дети.: Из палочек и столбиков.

Воспитатель: Правильно. Возьмите в руки пластилин, помните его пальчиками и кулачками (показывает), чтобы он согрелся и стал мягким. Теперь отщипываем кусочек пластилина и раскатываем его между ладонями прямыми движениями рук, чтобы получился столбик (показывает, одновременно смотрит за выполнением работы детьми). У всех получилось? Кто не смог сделать столбик? (Помогает затрудняющимся детям.) Теперь делаем еще один столбик. Как мы его делаем?

Дети.: Отщипываем кусочек пластилина и раскатываем его между ладонями прямыми движениями рук.

Воспитатель.: Правильно, молодцы! Все справились? Кто не справился? (Дети отвечают, воспитатель помогает тем, кто не справился.) Что мы сделали?

Дети.: Столбики.

Воспитатель.: Положите столбики рядышком друг с другом. Что еще нам осталось сделать?

Дети.: Палочки.

Воспитатель .: Как мы будем их делать?

Дети.: Так же, как столбики.

Воспитатель.: правильно, только посмотрите: палочки какие?

Дети.: Короткие.

Воспитатель.: Молодцы! Начинаем делать. (Дети делают, воспитатель наблюдает и помогает затрудняющимся детям.) Теперь нам надо нашу лесенку собрать. Как мы это сделаем? (Слушает ответы детей, благодарит их за высказанные идеи, отмечает правильно ответившего ребенка (детей).) Мы берем палочку, накладываем ее на столбики и прижимаем пальчиками (показывает и смотрит за выполнением задания детьми). Хорошо. Что мы делаем с другими палочками?

Дети.: Накладываем ее на столбики и прижимаем пальчиками.

Воспитатель.: Правильно! Кто уже собрал лесенку? У кого не получается собрать лесенку? (Если кто-то из детей уже справился с заданием, воспитатель предлагает ему помочь другому ребенку.) Вот и готовы наши лесенки! Но дерево у нас какое?

Дети: Высокое.

Воспитатель: А лесенки какие?

Дети: Короткие.

Воспитатель: А по маленькой лесенке доберется Бельчонок до своего домика? (Нет.) Что же нам делать? (Слушает ответы детей, хвалит, если кто-то из детей догадался, как решить проблему.) Нам нужно из маленьких лесенок собрать большую лестницу! Как это сделать? (Слушает ответы детей, хвалит, если кто-то из детей догадался, как решить проблему.) Надо маленькие лесенки соединить между собой. Давайте попробуем это сделать. (Дети соединяют лесенки между собой.) Вот какая высокая получилась у нас лестница! Теперь Бельчонок попадет домой?

Дети : Да!

Воспитатель: Вот какие мы молодцы! Но, ребята, Бельчонок совсем не хочет идти домой, ведь они так весело играли с Зайчишкой на полянке! Они приглашают нас поиграть вместе с ними! Пойдем играть?

Дети :Да!

Воспитатель: Пойдемте на коврик, наденем маски зайчиков. (Проводится игра м/п «Зайка беленький сидит».) Какие вы молодцы! Ой, дети, мне кажется, что Зайчишка хочет что-то сказать! (Берет Зайчишку, прикладывает мордочкой к своему уху и делает вид, что внимательно его слушает). Да? Ах, вот в чем дело! Дети, Зайчишка мне сказал, что Бельчонок хочет научиться прыгать с ветки на ветку, только он сам стесняется нам об этом сказать. Научим Бельчонка прыгать?

Дети : Да!

Воспитатель: А для того, чтобы нам было еще веселее, мы включим песенку про Бельчонка и наденем маски белочек. (Воспитатель раскладывает на коврике куски картона, имитирующие ветки дерева. Звучит песенка Бельчонка в исп. К.Румяновой. Дети выполняют прыжки «с ветки на ветку».) Вот Бельчонок, мы и показали тебе, как надо прыгать с ветки на ветку. Ой, Бельчонок тоже нам что-то хочет сказать! (прикладывает Бельчонка мордочкой к своему уху и делает вид, что внимательно его слушает.) Ребята, Бельчонок говорит нам всем спасибо, ему у нас очень понравилось, но дома его ждет мама Белка и всем пора прощаться. Бельчонок и Зайчишка оставили нам в подарок картинку-раскраску, вы, после нашей игры, можете ее раскрасить. (Воспитатель раздает детям картинки-раскраски.) А что мы пожелаем на прощание Бельчонку?

(Слушает ответы детей.) Правильно! Чтобы не попасть в беду надо слушаться маму! Бельчонок обещает нам слушаться маму. Давайте скажем нашим героям «До свидания!».

Заключительная часть

Дети, про кого мы сегодня слушали сказку? А почему он неслушник? А что произошло с Бельчонком? А что мы сделали? А как мы помогли Бельчонку? А что вам понравилось больше всего? Мне было очень приятно с вами общаться и играть! Вы – молодцы! Спасибо и до свидания!

Глава 5 УМК области "Физическое развитие".

Комплексная программа Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Г.С. Коморовой, М.Л. Васильевой. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, учебно-методические пособия и др.) -Борисова М.М. Малоподвижные иг и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. - Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду (2-7 лет) -Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4 года) -Наглядно -дидактические пособия. Плакаты " Зимние виды спорта", " Летние виды спорта". -Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа (3-4 года) -Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет. -Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. -Теплюк С.Н. Игры занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
Парциальные программы нет

Занятие 1.

Тема: "В лесу"

Задачи:

Образовательные задачи:

Формирование умений, соответствующих возрасту ребенка

Продолжать учить детей ходьбе на носках, пятках, с высоким подниманием колен.

Научить детей прыжкам с продвижением вперед.

- Упражнять детей в ходьбе друг за другом, змейкой.

Учить детей построению в круг, в ходьбе с высоким подниманием колени.

Знакомство с подтягиванием на гимнастической скамейке.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей ловкость, выносливость.

Развивать двигательную активность.

Развитие интереса к физкультуре.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к занятиям по физическому развитию, чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение.

Современные образовательные технологии:

1. Технология музыкального воздействия (использование лицензионного ЭОР «Звуки леса»).

2. Здоровьесберегающая технология – Дыхательная гимнастика "Сердиты ежик".

Оборудование:

Гимнастические скамейки.

Мешочки с песком.

Магнитофон, лицензионный диск "Звук леса".

Корзинка с письмом.

Предварительная совместная деятельность:

Чтение художественной литературы: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето»; Г. Скребицкий «Белка», «Заяц», «Ёж»; Соколов-Микитов «Медвежья семья» «Лоси»; А. Клыков «Лисица». Рассматривание иллюстраций в книгах.

Настольно-печатные игры «Где чей малыш?», «Кто в домике живёт?»

Собирание пазлов «Дикие животные»

Ход НОД:

Организационная часть.

Дети входят в спортивный зал под музыку, перестраиваются в круг.

Воспитатель: Дети вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Хотите пойти в сказочный лес?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте по тропинке дружно в лес пойдем!

Дети за воспитателем идут друг за другом по кругу.

Музыка заканчивается, дети останавливаются.

Основная часть.

Воспитатель:

«Вот мы к лесу подошли.

Здравствуй лес,дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Вот болото впереди…

Как же нам его пройти?»

Перед детьми разложены мешочки с песком, что бы пройти «болото» дети переступают по мешочкам.

Воспитатель: Постарайтесь так пройти, что б с дороги не сойти.

Когда все преодолевают препятствие, воспитатель поднимает подготовленную заранее корзину в ней письмо.

Воспитатель: Вот болото мы прошли и корзиночку нашли!

Читают письмо:

«Теремок в лесу стоял, жили там зверята,

Ежик, Белочка, Зайчишка.

А когда я к ним попал, теремочек вдруг упал!

Помогите! Помогите! Теремочек нам верните!»

Дыхательная гимнастика "Сердитый ежик".

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите три-пять раз.

Воспитатель: Давайте поможем зверюшкам!

Дети : Давайте.

Воспитатель: Для этого надо найти полянку и построить теремок! Идем дальше!

Перед нами речка, надо по мосту пройти!

Дети подходят к скамейке.

Воспитатель : На пути мосток, по которому надо проползти!

Руками прямо ты тянись, за мостик ухватись!

Ноги ты не опускай,голову вверх поднимай!

Дети подходят к ручейку (канат).

Выше ноги поднимайте, ручеек перешагивайте!

Воспитатель: Вон полянка впереди, солнышко сияет!

Оно ребятам в лесу тоже помогает!

Выполняются упражнения:

1.Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе.

Воспитатель : «Мы на солнце посмотрели,и нас лучики погрели!»

Дети на носочках тянутся к «солнцу» (4-6 раз)

2. И.п - ноги вместе, руки в стороны.

Воспитатель: "Ветерочекпролетает,деревца в лесу качает."

Наклоны влево вправо (8-10 раз).

3.Исходное положение - ноги вместе,руки опущены.

Воспитатель:« Посмотрите в низ ребята,

Там грибы растут - опята!

Надо тоже их собрать,

И зверям потом отдать.»

Наклоны вперед (6-8 раз).

Воспитатель:" Вот и бабочки прилетели, крылышки свои погрели!"

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.

Белка

Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

Загадка про белку

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Давайте немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.

В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.

Игра «Покажи отгадку»

Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)

Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)

Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)

Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.

По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).

Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.

В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.

Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.

К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.

Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.

Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка» .

Вопросы:

1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?
10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?

Просмотров