Педагоги о развитии воображения посредством игр аннотация. Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования. Тест для выявления уровня развития ребенка

ustify"> Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, скроить из материала накопленных представлений новые образы.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельность воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для нее несущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в, то время, когда не действует с ней.

В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.

У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия.
Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления.

Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от халата – змеей в режиссерской игре «В зоопарк»; кубики превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Овладевая действиями игры, ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения.
Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.

Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех- четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Другой ребенок также был уверен, что он автор следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме мамы одного…» Нравится, как я сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не ты сочинил, а Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенок разочаровался: «А я думал, что это я сочинил».

В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания.

Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку.
Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастическую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или рассказанные ему.

Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нем все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч! Нет, до звезд!»

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол, прибавил к нему маленький крючок и, пораженный сходством этой закорючки с сидящей человеческой фигурой, вдруг воскликнул: «Ах, он сидит!» Другой ребенок, в том же возрасте, однажды, играя в салочки и, не догнав детей, осалил землю.
Через мгновение он уселся на лавочку и заплакал: «Теперь она меня всегда салить будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальная земля». Еще один мальчик искренне верил, что камни могут думать и чувствовать. Он считал очень несчастными булыжниками, так как они вынуждены изо дня в день видеть одно и то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги на другой.

Однако воображение ребенка на самом деле же богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

Заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным
(активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Помимо своей познавательно- интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

Заключение

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

Было установлено:

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности;

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности, взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка;

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность.

Литература

  1. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981.
  2. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. -
    №1(49)- с.14.
  3. Выготский Л.С., Лекции по психологии. – С.-Пб, 1997.
  4. Дубровина И.В., Психология. – М., 1999.
  5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964.
  6. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989.
  7. Крутецкий В.А., Психология. – М., 1986.
  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
  9. Люблинская А.А., Детская психология. – М., 1971.
  10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М., 1989
  11. Мухина В.С., Детская психология. – М., 1985.
  12. Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
  14. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.
  15. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х., Резерв успеха – творчество. – М.,
    1989.
  16. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.
  17. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.
  18. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988.
  19. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1997.
  20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. М., 1995.
  21. Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 1990.
  22. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. – М., 1995.
  23. Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999.

Юлия Усачёва
Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования»

Цель : Систематизировать знания педагогов по вопросам развитии ребенка в конструктивной деятельности .

Форма проведения : деловая игра .

Хорошо, когда с утра.

Начинается игра !

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня .

Позавидуешь детишкам :

И девчонкам, и мальчишкам.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

И у нас сегодня, взрослых,

Начинается игра !

(Слайд 1) «Развитие у дошкольников творческого воображения

посредством конструирования »

(Слайд 2) - Скажите, пожалуйста, определение понятия слова «Конструирование » ?

Конструирование - это деятельность , в процессе которой развивается ребёнок , создаёт разнообразные постройки из строительного материала, изготавливает поделки и игрушки из бумаги, картона, дерева и других материалов, то есть эта деятельность направлена на получение определенного продукта.

(Слайд 3) - А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка» :

«Конструировать - создавать конструкцию чего-нибудь , а также вообще создавать что-нибудь».

(Слайд 4) - Уважаемые коллеги, перечислите, с какими видами детской деятельности тесно связано конструирование ? (восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементы трудового труда, изобразительная деятельность, конструирование из различных материалов, музыкальная деятельность)

Игровая – дидактические игры, игровые ситуации, проблемные ситуация;

Коммуникативная - беседа, ситуативный разговор, речевая ситуации;

Двигательная – свободное перемещение детей в ходе деятельности;

Познавательно-исследовательская - решение проблемных ситуаций;

(Слайд 5) - С какими образовательными областями происходит интеграция в процессе проведения занятие по «Конструированию » ? («Социально – коммуникативное развитие » , «Познавательное развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно – эстетическое развитие » , «Физическое развитие » )

(Слайд 6) - Назовите детали конструктора , входящие в деревянные строительные наборы. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела : пластина, кирпич, куб, призма, цилиндр, брусок, арка, конус, шар, пирамида.

(Слайд 7) - Перечислите виды конструктивного материала ?

(Конструирование из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из бросового материала, из крупногабаритных модулей).

(Слайд 8)

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное :

Что вы понимаете под техническим конструированием ?

Техническое конструирование - конструирование из строительных материалов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков.

Что понимаете под художественным конструированием ?

Художественное конструирование- конструирование из природного и бросового материала или бумаги.

(Слайд 9) - Какие формы организации обучения конструированию вы знаете ?

Существует несколько форм конструирования , которым должны овладеть дети :

Конструирование по образцу (во всех возрастных группах предлагается образец постройки) .

Конструирование по моделям (образец предъявляется как модель, где очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка)

Конструирование по условиям (задачи конструирования носят проблемный характер, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).

Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования , в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).

Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

(Слайд 10) Спасибо за внимание

Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития творческих способностей детей , что является важным условием всестороннего развития ребенка . Детей, увлекающихся конструированием отличают богатые фантазии воображения , активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное , логическое, математическое, ассоциативное мышление, память. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию . Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Сегодня уважаемые коллеги я предлагаю заняться творчеством , конструировать «Улицы города» .

Чтобы получать удовольствие от работы у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту.

Для начала нам нужно разделиться на три команды.

1 команда будет строить дороги по схеме, в этой команде будет работать 3 человека.

2 команда будет строить здания по графическим образцам построек, здесь будет работать 8 человек.

3 команда будет изготавливать игрушки трансформеры по образцу для нашего города, в этой команде будет работать 6 человек.

Подумайте, кто, чем хотел бы заниматься. Определились, подойдите к номеру этой команды.

Вот каждой команде конверт, который поможет вам в строительстве.

У 2 команды есть схемы, где необходимо строить здания?

Найдите материал для строительства с номером вашей команды и приступайте к заданию.

Работа группами

Уважаемые коллеги, давайте подведём итог. Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие детали конструктора использовали в постройке.

Чем занималась 1 команда?

Чем занималась 2 команда?

Чем занималась 3 команда?

В работе с детьми я использую вот такую игрушку-трансформер (показ) .

С помощью этой игрушки я не только развиваю конструктивные умения , закрепляю знания о геометрических формах, цвете, ориентировке в пространстве, но и формирую дружеские взаимоотношения.

Для этого я провожу дружеские беседы с детьми, игры – беседы «Разговор с игрушкой по душам» .

Сегодня я продемонстрирую один из вариантов работы с детьми с применением игрушки-трансформера.

Для этого, уважаемые коллеги, мне нужна ваша помощь.

Давайте все встанем в круг.

В КРУГ СКОРЕЕ СТАНОВИТЕСЬ И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНИТЕСЬ, ПУСТЬ БУДЕТ ПРОЧНЫМ КРУГ ДРУЗЕЙ С ДРУЗЬЯМИ ВСЮДУ ВЕСЕЛЕЙ.

Представляю игру «Танец дружбы и радости»

С помощью считалки выбирается ведущий, который берёт в руки игрушку – трансформер с радостным настроением.

Под музыку мы передаём игрушку друг другу. Когда музыка перестаёт звучать, у кого окажется игрушка в руках, выходит в центр круга и танцует танец дружбы и радости, а мы с вами повторяем эти движения.

Проводится игра – 3 раза .

Я предлагаю вам буклет, в котором представлены игры с игрушкой-трансформером.

Благодарю за сотрудничество!

Публикации по теме:

Развитие воображения младших дошкольников посредством дидактических игр Развитию воображения дошкольного возраста уделяли внимание педагоги Кравцова Е. Е., В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко. Проблемой использования.

Буклет «Игры и упражнения по ТРИЗ на развитие творческого воображения» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как, "Теория решения изобретательных задач". Автор ТРИЗ известный учёный -соотечественник Генрих Саулович.

Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Доклад к методическому объединению для воспитателей.

Игры Юдиной Елены Николаевны Тема: «Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования» Дидактическая игра «Живые ложки».

Консультация для педагогов «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Творчество (креативность) - активная, целенаправленная.

Предлагаю к вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие фантазии и творческого воображения через познавательную деятельность». Представьте.

Педагогическая идея: «Развитие воображения и мелкой моторики у младших дошкольников посредством пальчикового театра» «Развития воображения и мелкой моторики у младших дошкольников посредством пальчикового театра». В настоящее время проблема воспитания детей.

Педагогический совет «Развитие детского творческого конструирования» Цель: Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей в конструировании. План проведения педсовета: 1. Актуальность.

Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже В настоящее время особое внимание уделяется.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Библиотека изображений:

Екатерина Викторовна
Опыт работы воспитателя «Развитие творческого фантазирования и воображения посредством познавательной деятельности»

Предлагаю к вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие фантазии и творческого воображения через познавательную деятельность ».

Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. По – моему это не возможно. Воображение и фантазия в той или иной мере присутствуют в каждом человеке. Первым фантазером был тот , кто рассмотрел в обычной палке «палку – копалку» и двинул вперед всю цивилизацию.

Работая воспитателем , я сделала для себя вывод, что дети - великие фантазеры . Проводя одинаковое занятие в двух разных группах, я задала вопрос- «На чем можно путешествовать по морю?»

В одной группе дети назвали – корабль, лодка, подводная лодка, парусник.

Во второй группе дети тоже начали перечислять водный транспорт. Но один мальчик сказал, что путешествовать можно на спине дельфина после и остальные дети тоже начали предлагать нестандартные варианты. Это доказывает, что не у всех детей воображение и фантазия развиты с одинаковой силой .

Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, как современное общество требует от человека умение находить нестандартные решения. Именно фантазирование и воображение помогут ребенку быть творческим , активным, жизнерадостным.

В последнее время мы все чаще слышим о роли воображения в умственном развитии ребенка . Существует фраза : «Без воображения нет соображения » . Многие ученные утверждают, что умение придумывать новые идеи на много важней чем запас энциклопедических знаний.

Фантазирование и воображение помогают превратить скучное длинное занятие в интересную занимательную игру. Фантазия помогает создать , что то новое, что еще ни кто не видел и чего не бывает.

Цель работы – создать педагогические условия для развития творческого фантазирования и воображения через познавательную деятельность .

Для достижения цели я выделила основные задачи :

1. Организация образовательной деятельности с учетом создания условий для развития фантазирования и воображения .

То есть стараться организовать занятия с детьми так, чтобы ребенок умел придумывать, фантазировать , сочинять, находить свои собственные способы решения поступающих задач.

2. Создание условий для развития фантазии и воображения детей в ходе предметно-игровой деятельности с использованием нестандартного дидактического материала.

Тут я постаралась ввести новые дидактические игры с нестандартным использованием знакомых предметов.

Развитие ребенка во многом зависит от окружающей его среды. Я постаралась в своей группе организовать развивающую среду так , чтобы во всех уголках и центрах ребенок мог свободно фантазировать .

Работая над выбранной мной темой, я разработала ряд занятий , в которых использовала минимум сообщений информации и постаралась создать простор для фантазирования и самостоятельного высказывания детей.

У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к происходящим событиям. Когда образовательная деятельность проводится в игровой форме, ребенку это интересно. Получая удовольствие, ребенок быстрее овладевает умением фантазировать , а потом воображать и рационально мыслить.

Результат моей работы в данной области я бы хотела продемонстрировать на открытом занятии. Я назвала его «Морское путешествие» .

В настоящее время я продолжаю свою работу по второй основной задаче. Опыт моей работы показывает , что использование необычных материалов при работе с детьми вызывает у них незабываемые положительные эмоции. Исходя из этого, я разработала ряд дидактических игр, в которых использовала такой интересный материал, как декоративные камешки.

Почему я выбрала именно этот материал?

Да потому, что камням во все времена придавалось особое значение. Камни имеют какую-то необъяснимую энергетику, которая притягивает детей. Работая в данной области , я открыла для себя новый материал : Камешки «Марблс» (с англ. «мраморные» ). Красота таких шариков завораживает, к ним хочется прикоснуться не только детям, но и взрослым.

Вот некоторые игры, которые, по моему мнению, очень хорошо развивают творческую фантазию и воображение .

Большим интересом у детей пользуется игра «Мозаика из камней» .

Я предлагаю детям придумать и сложить из камешков картинку на тему «рыбки в аквариуме» , «новый год» , «колобок» и так далее. Дети старшего возраста выкладывают из камешков буквы.

Еще одна игра- это конструктор из камней «Составь рассказ»

Для игры нужны камни с изображением предметов, животных, птиц, людей и мешочек. Воспитатель начинает рассказ : Жили - были… предлагает ребенку достать камень с картинкой из мешочка, далее сюжет придумывается детьми в зависимости от изображения на следующем камне.

Так же из раскрашенных камней можно придумывать картины.

Берем маленькую игрушку и придумываем сюжет. Выкладывая вокруг игрушки деревья, солнце, дорожку, цветы и т. д. ребенок в процессе сочиняет рассказ и меняет декорации из камней.

Такие игры развивают фантазирование , воображение , речь, обучают детей рассказыванию.

Количество игр с камнями зависит от воображения и сообразительности воспитателя .

Занимаясь с ребенком, таким образом, мы развиваем способности к фантазированию , так же учим его видеть прекрасное там, где другие этого не видят.

Я могу сказать не только как воспитатель , но и как мама, которая воспитывает двух дочерей школьниц и знает на своем опыте , какие трудности могут возникнуть у детей не умеющих фантазировать и воображать .

Ребенку, имеющему неразвитое воображение , очень трудно решать математические задачи. Сложно уловить смысл прочтенного текста. Поэтому фантазию и воображение нужно развивать , начиная с самого раннего возраста.

Развитие фантазии и воображения формирует у дошкольников основные качества необходимые для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения .

Публикации по теме:

«Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Умка» Тюленева Вера Михайловна 1г.

Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной.

Отдел управления образованием Динской район БДОУ «Детский сад №29» Тема: «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в.

ети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком» Содержание 1. Введение. 2. Актуальность проблемы. 3. Новизна. 4. Теоретическая часть. 4.1 Анализ психолого-педагогических исследований в.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности». Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области Жижкиной Любовь Геннадьевны Развитие.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании» 1слайд:Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании 2слайл:Объект исследования: процесс развития.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной работы Сoвременные дети живут и развиваются в эпoху инфoрматизации. Услoвия жизни быстрo меняются и oт челoвека требуют не тoлькo владения знаниями,.

Прежде чем начать разговор о педагогическом руководстве детской творческой игрой, следует определить само понятие «театрализованная игра » .

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра » тесно смыкается с понятием «игра-драматизация» . Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л. С. Фурминой, театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Как считает Л. С Фурмина, театрально -игровая деятельность для детей -дошкольников представляет наибольший интерес, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей , нравственному развитию дошкольника , формированию познавательного воображения .

В процессе театрализованных игр дети , как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей . К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.

Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного , так и эмоционального воображения детей , развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности , которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности.

Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо :

- развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;

Дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;

- развивать познавательную активность;

Формировать эмоциональный контроль;

Для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра : настольным театром , театром на фланелеграфе , пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности : интонацией, позами, жестами, движениями, мимикой, пантомимикой.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения , которые влияют на развитие творческого воображения . Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные, развивающие и воспитательные задачи .

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры . Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении , иметь развивающий и воспитывающий характер , а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей .

Примерные творческие задания

Младшая группа

Представить и изобразить, как спит котенок, утенок, петушок; представить как они просыпаются, пьют водичку или молочко; попросить в образе котенка, цыпленка, лисички поесть; представить и показать как умывается кошка.

Средняя группа

Передать интонацией, позой, что зайчик плачет, радуется, возмущается, изобразить, как летят, машут крылышками и приземляются жук, птичка. Представить как котенок, утенок, медвежонок переходят по камешкам через ручей, как ходят вперевалочку утята, как тяжело, неуклюже передвигается медведь после зимней спячки. Как бежит по лесу хитрая лиса. Представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, выбрать и представить какое-нибудь животное. Остальные должны догадаться, кого ребенок изображает.

Старшая группа

Мимические этюды : один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов, то, о чем говорится. Произнести фразу, например, изображение нескольких героев : щенка и кошку, воробья и бабочку, пройдись как старая бабушка, царевна, упражнения с воображаемыми предметами , типа представь себе мяч, возьми его. Придумывание загадок такого типа : показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был (зайчик с морковкой) . Придумать и рассказать новую сказку про каких-нибудь знакомых героев. Придумать действие к песенкам. Придумать движение вальса. Фигуры к танцу польки.

Подготовительная группа

Исполнить песенку будучи злым, или добрым героем. Произнести фразу возмущенно, удивленно, тихо, громко и грустно. Передать позой, что в данный момент делает герой или что с ним произошло. Сочинить песенку для Машеньки. Представить и изобразить, как она идет по лесу, что при этом делает (нюхает цветы и т. д.) . Сравнить волка по разным сказкам (петушка, зайца, лису, медведя) .

Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей .

Публикации по теме:

«Развитие речи детей через театрализованные игры» Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений,.

Картотека театрализованных игр для детей 3–7 лет Театрализованные игры для детей 2 младшей группы. Пантомима «Утренний туалет» Цель: развивать воображение, выразительность жестов. Воспитатель.

Методические рекомендации «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича» Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста Очень важно коррекционную работу с детьми с ОНР реализовывать комплексно, взаимодействуя с воспитателями и родителями, для эффективности.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой.

Рекомендации родителям и воспитателям по снижению агрессивности у детей Рекомендации родителям и воспитателям по снижению агрессивности у детей. Проблема обучения и воспитания- одна из самых важных, стоящая перед.

Рекомендации воспитателям по организации питания детей в ДОУ Я работаю педагогом-психологом в ГБДОУ № 49 комбинированного вида города Санкт-Петербурга. Роль питания в современных условиях значительно.

Рекомендации воспитателям по организации положительных взаимоотношений дошкольников. Самое главное- воспитать те нравственные силы ребёнка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать. В. А. Сухомлинский.

Рекомендации воспитателям «Права ребёнка надо знать и соблюдать» Цель: Повысить правовые знания и педагогическую компетентность воспитателей по организации работы по реализации прав и свобод детей и воспитанию.

Рекомендации воспитателям «Принципы взаимодействия педагога с родителями» Рекомендации воспитателям: "ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ"1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями Позитивный настрой.

Библиотека изображений:


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Формирование воображения ребенка

Воображение ребенка проявляется и формируется, когда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует Разнообразны виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в этом процессе. Являясь ведущей деятельностью ребенка, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская и др.).

Интересно, что особо плодотворное влияние игры на стимуляцию творческой деятельности отмечают в своих воспоминаниях, автобиографиях многие талантливейшие представители человечества. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Я был очень изобретателен на игры, умел целыми часами играть один. Запрягая стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго, как будто изображая диалог кучера с барином. Я любил, подобно многим детям, подражать тому, что видел: например, надев очки из бумаги, я разбирал и собирал часы, потому что видел занимающегося этим часового мастера. (...) Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педаго- гической науке активизировались поиски истоков креативности (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого воображения. B ходе исследования О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой выявлена возможность повышения уровня развития творческого воображения ребенка путем специально организованного обучения. В основе его лежит обучение детей такому манипулированию образами, где заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.

В ходе исследования детей обучали использованию действия включения. Действие состоит в том, что при выполнении задания на плоскостное конструирование требуется применить детали первоначально построенной фигуры для построения другой заданной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката требовалось использовать маятник часов в качестве колеса и части перекладины самоката) или использовать одну и ту же деталь при повторном построении той же фигуры в другом качестве (например, в одном из заданий требовалось выкладывание двух самолетов, причем для выкладывания второй фигуры нужно было использовать корпус и хвост первой в качестве крыльев). В итоге формирующего эксперимента у всех детей экспериментальной группы наблюдалось повышение свободы в манипулировании образами. Уровень творческого воображения увеличился в 1,8 раза, в то время как в процессе неспецифического обучения конструированию - в 1,2 раза. Возрос в 2,5 раза и уровень оригинальности решений (в то время как в контрольной группе он оставался почти без изменений).

Разнообразны частные приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, своим ученикам разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды.

Немало интересных приемов, стимулирующих детское воображение, накоплено педагогической наукой, практикой детского воспитания (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина, Л. А. Пеньевская, Н. Ф. Виноградова, М. М. Конина и др.). Среди них - составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, - нравственно-этическую, познавательную («Про хороших товарищей», «Маленький, да удаленький», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картине и др.

Интересные приемы, ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Д. Родари. Вот одна из них, которой могут воспользоваться воспитатели детских садов в работе со старшими детьми, - «бином фантазии»: «Положительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в качестве опорных таких слов, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным („лес", „шкаф", „Красная шапочка", „вертолет" и т. п.). В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать».

Дети, особенно старшие, нередко охотно включаются в совместный творческий поиск.

Особого внимания взрослых требует коллективное творчество детей в разных видах деятельности. Успех его определяется многими причинами: характером взаимоотношений детей, готовностью каждого к творческой деятельности, умением действовать коллективно, интересом к совместной деятельности, общей атмосферой общения. Педагогу важно вовремя направить детское творчество в педагогически целесообразное русло, сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности, вооружить детей необходимыми важными критериями, научить пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, развить готовность к творческому поиску.

В этих условиях результаты коллективного творчества оказываются особенно эффективными, кроме того, не нивелируется, не теряет своего индивидуального своеобразия личность и продукция каждого члена группы. Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду, школе являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.

Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремиться к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческих потенциалов своих воспитанников. Итак, появление зачатков воображения, связанное с зарождением знаковой функции сознания, относится к концу раннего детства. В преддетском периоде воображение имеет пассивный, воссоздающий непроизвольный характер, развито слабо.

Существенные изменения в развитии воображения ребенка происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Они не ограничиваются дальнейшим совершенствованием непроизвольного воображения. В числе важных психологических новообразований дошкольного и младшего школьного детства: появление качественно новых типов воображения - произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видов деятельности. Возникая первоначально под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре, в дальнейшем произвольное воображение ребенка проявляется и в других видах деятельности, осуществление которых невозможно без предварительного планирования (изобразительная, трудовая, музыкальная, бытовая, учебная).

На протяжении детского возраста активно развивается творческое воображение ребенка. Он создает образы воображения путем комбинирования и преобразования имеющихся представлений доступными ему способами. Образы воображения ребенка отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности - игра, рисование, лепка и др. Воображение является важным средством познания детьми окружающего мира. Более того, оно в значительной степени определяет развитие личности в це- лом.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый - его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления детей, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и т. д.

С целью развития детского воображения следует использовать разнообразные виды деятельности ребенка, особенно широко - специфически дошкольные. Успех в развитии воображения ребенка тесно связан с креативностью самого педагога, его творчеством.

Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

Просмотров