Наша дружная семья. Открытый урок по окружающему миру "наша дружная семья" Общение наша дружная семья окружающий

1. На с. 23-24 представь всех членов своей семьи. Наклей фотографии, подпиши имена, отчества и фамилии. Напиши добрые слова о каждом из своих близких! А о тебе пусть напишет кто-нибудь из родных.

2. Подчеркни, какие домашние обязанности ты выполняешь.

Делаю уборку в своей комнате , квартире.
Мою посуду.
Ухаживаю за комнатными растениями, домашними животными .
Хожу в магазин .

Что ещё ты делаешь по дому? Напиши.
Выбрасываю мусор, помогаю папе чинить что-нибудь

3. С помощью учебника запиши, что такое традиции.

Традиции -это механизм накопления, сохранения и передачи опыта от одного поколения другому!

Выпиши из текста учебника слова и словосочетания, которые раскрывают значение традиций в нашей жизни.

память народа, благодаря традиция мудрость старших передается молодым, душевное тепло, великая ценность, духовное богатство.

4. На примере народов своего края расскажите, как традиции проявляются:

  • в народном костюме: на день города и во время других праздников на площадях и во Дворце Культуры часто выступают танцевальные ансамбли в русских национальных костюмах.
  • в национальной кухне: мы, как и мои русские друзья, с удовольствием едим борщ, щи, блины с разными начинками, пельмени и пирожки - это национальные блюда русской кухни.
  • в обустройстве дома: у бабушки моего друга, русской по национальности, в каждой комнате обязательно есть «красный угол» - полочка, на которой она ставит иконы и свечи, а ещё она украсила дом вышитыми салфетками и плетёной скатертью.
  • в обычаях, обрядах, правилах поведения: я с моими русскими друзьями с радостью жду традиционные для этого народа праздники: Масленицу, День Ивана Купалы, Пасху, Святки, Крещение и Рождество. Некоторые из этих праздников есть и в традиции нашего народа, например, Пасха и Рождество, но день, когда их надо праздновать может отличаться. Поэтому мы с друзьями с большой радостью празднуем такие праздники два раза - по русским обычаям и по обычаям моего народа.

5. Какие традиции есть в вашей семье? Запиши.

В нашей семье есть много традиций. Например, когда у кого-то в семье день рождения, то мы приходим его поздравлять рано утром. Дарим подарки, открытки и обязательно шоколадку. а потом все вместе идём завтракать.

А 31 декабря, перед Новым годом, мы днём устраиваем праздничный обед, а потом открываем окно в гостиной и ложимся спать. Пока мы спим, Дед Мороз приносит нам подарки. Мы просыпаемся и сразу начинаем их смотреть. Это очень весело!

Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе (ФГОС)

Тема: «Наша дружная семья»

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

    Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

    Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

    Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

    Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

    Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

    Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

    Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

    Уметь различать родственные взаимосвязи.

    Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

Для учителя:

    Фотографии семей учащихся.

    Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

    Презентация.

    Название темы урока: «Наша дружная семья».

    Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,

    Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»

    Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи» .

    Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

    Оборудование для строительства «дома мечты»: «кирпичики» (8 шт.) из набора «Волшебные мешочки», 2 домика, 2 забора, 2 куста с наклеенными словами.

    Куклы, изображающие членов семьи («Волшебные мешочки»).

Для учащихся:

    Смайлики.

    Карандаши, фломастеры, ручки.

    Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.

    Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.

    Фишки («Математические кораблики»)

    Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

    Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.

    Презентации для выступлений..

Предварительная работа: каждой семье заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

Ход урока:

I. Организация класса

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

II. Актуализация знаний.


- Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др. (Демонстрация выставки)

О чем же пойдет речь сегодня?

III. Самоопределение к деятельности

А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 1/

На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

IV . «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

1)- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья ? Наш ученик Бурлаков С. поработал дома с энциклопедией, словарем, Интернетом, и вот что у него получилось (выступление).

Дополнение учителя:

1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

( Материал из Википедии - свободной энциклопедии )

Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

Но и в наше время есть очень большие семьи, например Испанская семья

Американская семья

Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем Афанасьеву Э.

2) Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

3) Работа с учебником.

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.

Как вы думаете, что такое культура общения ? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье .(практическая работа)

А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них. (выступление Мишина И.).

V .Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 ряд и не могут – 2 ряд:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

VI .Физкультминутка Актуализация знаний (слайд 4)

Загадки:

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)

11 Переведи на русский язык: der Bruder (брат)

12 Как называют сына брата или сестры? (племянник)

Первичное закрепление. Работа с отгадками

Соберите в группы людей одного поколения. Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата

VII . Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей

(слайд 5)

Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: Игошин Н., Елисеев С.и семья Родионовых. (выступление учеников и их родителей)

VIII . Рефлексия (слайд 6).Проектная творческая деятельность.

Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

IX . Подведение итогов урока

X . Домашнее задание.

Учебник: стр.42-45,

Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5

Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы с фотографиями)

Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)

Анализ урока

Урок

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся объяснять, что такое культура общения.

Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

строить рассуждения в форме связи простых суждений;

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Знание основных моральных норм

Основные виды деятельности обучающихся

Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

Формулировать понятие «культура общения»;

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

Моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

Основные понятия

Семья: мама, папа, сёстры, братья, бабушки, дедушки. Родословная. Семейные традиции. Нравственность.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Сколько человек в твоей семье?

Как их зовут? 2.

Как относятся друг к другу чле-ны семьи?

Изучение нового материала

«Семья - это объединение людей, сплочённых общими интересами»(по Ожегову С.И.)

Семья и семейные ценности

3. Вы замечали сходство в словах «родные», «родственники», «родня»? Все они от слова «род». От него и «родословная» — история семьи в нескольких поколениях.

Виды родословных

Первый вид начинает строиться от вас и переходит к информации о ваших дальних родственниках. Как правило, затем идет отец, дедушка, прадед и т.д.

Главой второго вида является самый старый основатель, а затем перечисляются все его потомки, в том числе и вы. Такая родословная помогает широко взглянуть на род, его деятельность в течение многих времен

Осмысление и понимание полученных знаний

Родословная Ивановы Петровы

Самостоятельное применение знаний

Образец презентации про семью

Домашнее задание уч.с.42-47, раб. тетр. С. 23-25

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

1. На с. 23-24 представь всех членов своей семьи. Наклей фотографии, подпиши имена, отчества и фамилии. Напиши добрые слова о каждом из своих близких! А о тебе пусть напишет кто-нибудь из родных.

2. Подчеркни, какие домашние обязанности ты выполняешь.

Делаю уборку в своей комнате , квартире.
Мою посуду.
Ухаживаю за комнатными растениями, домашними животными .
Хожу в магазин .

Что ещё ты делаешь по дому? Напиши.
Выбрасываю мусор, помогаю папе чинить что-нибудь

3. С помощью учебника запиши, что такое традиции.

Традиции -это механизм накопления, сохранения и передачи опыта от одного поколения другому!

Выпиши из текста учебника слова и словосочетания, которые раскрывают значение традиций в нашей жизни.

память народа, благодаря традиция мудрость старших передается молодым, душевное тепло, великая ценность, духовное богатство.

4. На примере народов своего края расскажите, как традиции проявляются:

  • в народном костюме: на день города и во время других праздников на площадях и во Дворце Культуры часто выступают танцевальные ансамбли в русских национальных костюмах.
  • в национальной кухне: мы, как и мои русские друзья, с удовольствием едим борщ, щи, блины с разными начинками, пельмени и пирожки - это национальные блюда русской кухни.
  • в обустройстве дома: у бабушки моего друга, русской по национальности, в каждой комнате обязательно есть «красный угол» - полочка, на которой она ставит иконы и свечи, а ещё она украсила дом вышитыми салфетками и плетёной скатертью.
  • в обычаях, обрядах, правилах поведения: я с моими русскими друзьями с радостью жду традиционные для этого народа праздники: Масленицу, День Ивана Купалы, Пасху, Святки, Крещение и Рождество. Некоторые из этих праздников есть и в традиции нашего народа, например, Пасха и Рождество, но день, когда их надо праздновать может отличаться. Поэтому мы с друзьями с большой радостью празднуем такие праздники два раза - по русским обычаям и по обычаям моего народа.

5. Какие традиции есть в вашей семье? Запиши.

В нашей семье есть много традиций. Например, когда у кого-то в семье день рождения, то мы приходим его поздравлять рано утром. Дарим подарки, открытки и обязательно шоколадку. а потом все вместе идём завтракать.

А 31 декабря, перед Новым годом, мы днём устраиваем праздничный обед, а потом открываем окно в гостиной и ложимся спать. Пока мы спим, Дед Мороз приносит нам подарки. Мы просыпаемся и сразу начинаем их смотреть. Это очень весело!

Просмотров