Как рассказать детям о семье. Значение семьи в жизни человека. Дети в семье. Семейные традиции Что такое семья своими

Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс России дает ей определение как союзу двух лиц. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви.

Что такое семья, как она возникает? В народе принято говорить, что это первоначальная ячейка, из большого количества которых и складывается любое государство. Возникновению ее предшествует взаимная симпатия двух людей друг к другу. В классическом представлении семьей называют союз женщины и мужчины.

История появления

Учеными было дано объяснение тому, каким образом в далекой древности появилась семья. Они считают, что ее создали добытчики-мужчины со своими верными спутницами. История возникновения семьи началась на определенном этапе развития общества. Это был момент, когда у представительниц слабого пола произошла смена приоритетов. Пещерные красавицы перестали обращать внимание на брутальных альфа-самцов. На их месте женщины предпочитали видеть мужчин-добытчиков, которым и хранили верность всю свою жизнь. Красавицы поняли, что отношения с тем, кто способен обеспечить пропитанием не только себя, но и свою избранницу, гораздо комфортнее.

Альфа-самец в этот момент истории стал просто невыгоден с практической стороны. Такой мужчина завоевывает женщину только на одну ночь. При этом он не старается обеспечить ее дальнейшее комфортное существование, а отдает свои силы на борьбу с другими самцами за получение места в иерархии или в сердце очередной дамы. Хорошие добытчики по многим параметрам могли уступать брутальным мужчинам в наглости, силе, а также в умении подавлять своей волей. Однако в то время, когда альфа-самцы дрались за очередную даму сердца, они осыпали свою избранницу дарами. Женщины быстро сообразили, какой мужчина украсит и облегчит их жизнь. Самки начали выбирать добытчиков. Они хранили им верность, поскольку комфортная жизнь с заботливым самцом женщин вполне устраивала. Таким образом, подарки и цветы - это обычай, пришедший к нам с древнейших времен.

С течением времени была утеряна актуальность такого критерия превосходства, как «самый сильный». В отношениях самцов стало меньше конфликтности и остроты. Люди разбились на семейные ячейки, которые были весьма устойчивы. Результатом их возникновения стало образование общин.

Определение понятия

Что такое семья? Как она возникает? Каковы ее основные признаки? Слово «семья» в широком смысле подразумевает определенную группу людей, у которых имеется общий предок.

В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения. Семью считают устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта.

Основа

Что такое семья, как она возникает? Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав.

Система отношений

Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов.

Совместное проживание мужчины и женщины в строгом смысле не сводится только к супружеству или сожительству. Развитие семьи подразумевает собой создание определенной системы связей, а также взаимоотношений между ее членами, призванными выполнять определенные функции.

Состав

Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д.

По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, которые на основе единого бюджета ведут общее хозяйство. При этом семья основывается на кровном родстве или браке и имеет определенную исторически организацию.

Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте. предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений.

Функции

От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.

Учеными были выделены разнообразные из них следующие:

Хозяйственно-бытовая и экономическая;
- репродуктивная;
- воспитательная;
- первичной социализации;
- психотерапевтическая и рекреационная.

Характеристика основных функций

Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса. Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей.

Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов.

Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.

Немаловажна и Она играет важнейшую роль в первичной формировании его личности. К решающим факторам всего социально-педагогического процесса относят микроклимат в семье.

Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но жить без семьи никому не возможно!

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «семейной системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей, способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого.

Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей. Именно они обеспечивают основные его потребности. Это в равной степени относится к физиологическим потребностям (пища, тепло и т. п.) и потребностям психологическим (любовь, внимание, безопасность).

Если родители показывают способы и средства для удовлетворения потребностей физиологических (показывают, как он должен питаться, как утолить жажду, оградить себя от холода), то по отношению к потребностям психологическим такое воспитание практически отсутствует. Маленький человек сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущение собственной значимости.

Уже в конце первого и начале второго года ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей, он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.

На основе своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям:

Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе испытывают радость.

Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок чувствует себя так:

  • Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
  • Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  • Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, различить зло и добро.
  • Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей «плохости», глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.
  • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  • Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они имеют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.
  • Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.
  • Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг малыша. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим, он для родителей, как они любят его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям.

Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными. Ребёнок воспринимает себя как центр, так как родители все время служат его прихотям, жертвуя своими интересами, временем и материальными ресурсами.

Раз возникнув, позиция «я - всё, вы - ничто» укореняется, так как ребенок начинает защищать свое привилегированное положение. Формируются внутренние установки:

  • Родители существуют ради меня.
  • Мои желания и стремления - самые важные. Я должен их осуществить во что бы то ни стало.
  • Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.
  • Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.
  • Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или поступают так назло мне.
  • Мои родители любят меня. Но как у меня, такого славного, умного, красивого, оказались такие «серые» мать и отец?

Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

Эта позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Их самочувствие в среде близких людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких психологических ее особенностей.

1. Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (ро дителей).

Беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом.

Общение чаще матери (реже отца) с ребенком по причинам, непонятным ей самой, вызывает неудовлетворенность, раздражение, напряжение. И проявляется в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

2. Недовольство ребенком таким, каков он есть.

Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Однако, родившись, малыш не соответствует ожиданиям, и родители пытаются исправить «недостатки природы» воспитанием.

3. Неправомерное требование внимания.

Во второй половине первого года жизни крик, плач ребёнка могут означать не только то, что он плохо себя чувствует или что-то хочет, но и становятся способом позвать к себе родителей, выражением желания пообщаться с ними.

Однако уже в этом раннем периоде ребенок может приучиться быть спокойным, веселым лишь только в присутствии взрослого. Такой ребенок впоследствии чувствует себя комфортно только тогда, когда на него обращают внимание.

Ребёнок может использовать самые различные способы - это зависит от возраста, личностных особенностей и от того, что больше всего затрагивает родителей. Усиленное требование внимания может проявляться в каждом случае по-разному. Одни дети непрерывно хнычут, что чего-то не могут сделать; другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже применяют физические меры - дергают за рукав; третьи создают угрозу для своей жизни - висят на дереве на одной руке.

Родители испытывают неудобство, потому что ребенок постоянно им мешает, что от него ни минуты нельзя оторваться. Пытаясь огородить себя от назойливого малыша, взрослые применяют различные наказания, но ребёнок не успокаивается и больше обращает на себя внимание. Образуется замкнутый круг:

Детская «месть» часто имеет скрытое содержание - «посмотрите, как мне плохо» и это крик о помощи, обращенный к родителям.

Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

Ребёнок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-то стоит, он впадает в необычное состояние. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети совершенно не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекло бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу. Наоборот, всем своим поведением, выражением лица они говорят: «Оставьте меня в покое».

Внутренняя установка ребёнка такая: «Вы мне уже доказали, что я недостоин вашего внимания; что я недостаточно силен, чтобы заставить вас заниматься мною; что я не могу поступать с вами так же жестоко, как вы со мной, - так оставьте меня в покое».

Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки - все ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя. Естественная реакция взрослого раздражение от своего бессилия и его бездарности.

Можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют большое влияние на развитие личности ребёнка, на его восприятие себя в семейной системе. Так как ссоры между взрослыми не создают в семье тёплой, безопасной атмосферы, родители уделяют меньше внимания воспитанию или их требования несогласованны и необоснованны, случайны. Недовольство взрослых друг другом и семьёй превращается в негативные воздействия по отношению к ребёнку, и могут проявляться в стратегиях поведения: механизм «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребёнок - член «военного союза», ребенок - объединяющее родителей звено.

Механизм «козла отпущения».

Наиболее распространенный способ выплеска излишнего психического напряжения, недовольства супругов друг другом — механизм «козла отпущения». Можно выделить два варианта его исполнения:

  1. один из супругов явно занимает в семье авторитарную позицию «сверху». Он не терпит возражений со стороны других членов семьи. И считает, что все другие, только не он (она), виновны в неудовлетворительном положении дел. Когда этот член семьи, выражает свое недовольство, ему становиться легче на душе.
  2. оба супруга не лезут за словом в карман, оба никогда не уступят и не дадут себя в обиду. Когда муж или жена исключаются из семьи, либо пытаются воздерживаться от проявления явного недовольства друг другом, то всё раздражение и негативные эмоции выплёскиваются на ребёнка. Во-первых, он не даст сдачи. Во-вторых, всегда можно найти повод сделать ему замечание: то он недостаточно опрятный, то ботинки положил не на место, то вообще не так смотрит.

Ребенок же, постоянно ощущает недовольство со стороны родителей. Постепенно он начинает осмыслять себя как плохого, ни на что не способного, как человека, достойного всяческих порицаний. Одни дети принимают роль «серой мышки» — пытаются как можно меньше попадаться на глаза, другие - развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, с помощью агрессии.

Отвержение супруга через ребенка.

Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания, раздражают повышенная или пониженная активность, манера речи, неопрятность, особенности поведения и т. п. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. А раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка, в виде перевоспитания, «исправления». Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено одному из родителей, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать похожим на него.

Ребенок - член «военного союза».

Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами неизбежно возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Таким образом, создаются два враждующих лагеря — муж и жена. Ребёнок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой - с кем быть?

В борьбе родителей за ребенка больше усилий для привлечения его на свою сторону тратит тот супруг, который чувствует себя слабее, беззащитнее. Вместе с ребёнком он приобретает иллюзорное подтверждение собственной правоты («Если ребенок вместе со мной, значит, я прав!»). И возможность нанести сильный психологический удар другому родителю.

В семьях, в которых двое и больше детей, вследствие указанных причин создаются своеобразные альянсы.

Ребенок - объединяющее родителей звено.

Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Дети чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением. Даже не понимая, что он делает, ребенок интуитивно находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения.

  1. Объединение родителей посредством болезни ребенка. - Ребенок окружается вниманием и заботой, напряжение во взаимоотношениях родителей куда-то исчезает - оба родителя как бы объединяются. Эти и другие заботы на время вынуждают родителей забыть про собственные ссоры, невзгоды, все начинает крутиться вокруг малыша и его беды.

В дальнейшем ребенок неосознанно стремится воспроизвести приятное ощущение общности, которое он испытал, заболев.

Подобный психологический механизм может привести к тому, что ребенок окажется, сам того не замечая в плену разных недугов: ночной энурез, головные боли, показывая родителям полную неспособность заботиться о себе.

  1. Объединение родителей посредством выполнения их нереализованных желаний. В крайне напряженной семейной атмосфере, наполненной нереализованными родительскими желаниями, ребенок находит свой способ примирить взрослых с собственной жизнью и друг с другом. Он пытается добиваться успеха в той деятельности, которая интересна и поддерживается родителями.

Если ребёнок чувствует, что его неуспех принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло и старается за двоих. Поэтому первое следствие повышенной ответственности - перенапряжение. Второе - большая вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувствительность к неудаче у такого ребёнка повышена.

Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности «официально» и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные пути, например, посредством болезни. У некоторых детей перед занятиями начинает болеть голова, живот, их тошнит, они испытывают слабость и другие болезненные симптомы.

Другой отрицательной стороной выполнения детьми нереализованных родительских желаний является нестабильность семейной системы. Достаточно ребенку стать неуспешным, отношения между супругами опять резко ухудшаются. Один из родителей начинает обвинять другого в том, что он стал препятствием в достижении его жизненных планов и является причиной неудач ребёнка.

Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Но нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, пагубно воздействуют на ребёнка, нарушают его эмоциональное состояние, меняет его взаимоотношения с окружающими.

Самая хорошая профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем, так как они прямо вплетены в ваши отношения с ребенком и являются важным фактором развития его личности.

Дошкольникам о семье и семейных традициях

Поговорите со своим ребёнком о традициях вашей семьи

Определение слова «семья» для детей Ещё до рождения малыша стоит определиться, какое воспитание получит их будущий наследник. Со дня появления на свет окружающий мир младенца состоит из родителей. Каким окажется этот мир? Это будет полностью зависеть от того, что будет наблюдать дитя на протяжении каждого дня. То ли это будут ссоры, ругань, то ли спокойное общение и мирная атмосфера в доме. Зачастую дети, вырастая, переносят модель поведения, принятую их родителями, в свою собственную семью. Так что постоянно себя контролируйте. Не забывайте, что за вами неизменно наблюдают. Не думайте, что малыш отвлечен игрушками и не слышит, что происходит вокруг. Дети, как никто другой, улавливают каждый шаг, жест своих родных. Так что определение слова «семья» для детей непосредственно зависит от атмосферы и общей ауры в отношениях между их родителями.


Что такое семья глазами ребенка? Со своей стороны попытайтесь, насколько это возможно, окружить малыша любовью и лаской. В свою очередь, ваши хорошие свойства характера будут формировать его как личность. Дитя усвоит, запомнит манеры поведения и затем последует вашему примеру. Ведь кто, как не родители, для детей столь важный авторитет? Бывает, конечно, что «выходцы» из семей с нездоровой атмосферой впоследствии создают вполне хорошую семью. Но такой опыт крайне нежелателен для подростка. Очень жаль, что многие люди халатно относятся к воспитанию детей. Они считают, что дети и так вырастут, ведь недаром же получают зарплату воспитатели в детском саду и педагоги в общеобразовательной школе. Но привить правильное отношение к семье могут исключительно родители. Малыш обязательно увидит отличие между тем, чему учат в школе, и тем, что привык наблюдать дома. Следовательно, если ему привычнее ругань и неприличные слова дома, то он будет их употреблять и в общении с окружающими. Следите, в первую очередь, за своим поведением дома.


Семья – это МЫ
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Стихи о семье
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья это не то, что обычно считают семьей. Что такое семья, сейчас знают немногие

Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда - в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое - семья. Однако наши психологи, которые работают с различными кризисами семьи, утверждают, что, на самом деле, почти никто из современных не знает, что такое на самом деле семья. И именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи.
Мы не претендуем на полное раскрытие такой области как психология семьи, отношения в семье, но постараемся раскрыть самое важное в этой области - что такое семья, в чем корень трудностей отношений в семье, что является основой счастливой семьи, брака.

Поскольку счастливая семья возможна только между настоящим мужчиной и настоящей женщиной, читайте на сайте Реалисты:

Ответственность и принятие - роли мужчины и женщины в семье


Мужественность - это ответственность. Мужчина отвечает за конечный результат. Не за то, чтобы объяснить, почему не получилось, несмотря на то, что он все правильно делал. Нет, мужчина отвечает за то, чтобы, в конце концов, получилось. И если не получилось, значит, он что-то делал неправильно. Ответственный мужчина не скажет: «Ты неправильно воспитала ребёнка». А ты где был? Работал? Значит, ты пошёл на то, чтобы ребёнка воспитывала твоя жена, так, как умеет, как считает нужным. Отвечай теперь за это сам, не пеняй на неё.
Читать дальше

Корабль семьи разбивается о лёд эгоизма


Семья это не игрушка. У семьи есть свои законы. Свои правила есть даже у столяров, которые делают деревянные табуретки. А законы создания счастливой семьи гораздо сложнее… А что получается при создании современных семей? Встретились два человека, понравились друг другу, помечтали и решили создать хороший и красивый дом. Расчеты, эскизы делать не стали, фундамента нет, а есть только стремление пожить красиво...
Читать дальше

Семье необходима иерархия


Отношения в семье подразумевают высокую степень доверия. Мой муж или моя жена – тот человек, на которого я могу положиться. Не зря же есть такое понимание: «Муж – это каменная стена». Но и жена – это помощница мужу. Значит, должна присутствовать высокая степень доверия и ответственности одного человека за другого. Думаю, что семья начинается с момента венчания. Образование семьи – это великая тайна. Даже неверующие люди в момент венчания вдруг начинают понимать, что произошло какое-то таинство в их жизни, которое действительно сделало их единым существом, совершено нераздельным. В этот момент великая помощь дается им, в дополнение к тем усилиям, которые они сами прилагают к построению семьи.
Читать дальше

Обязательства позволяют людям быть вместе


Что такое семья, когда она образуется? Момент регистрации объединяет двоих людей, прежде всего, тем, что они дают обязательства друг другу. Сознавая это или нет, мы даем при этом друг другу и обязательства, и права над собой. (Даже если мы относимся с долей иронии к самой процедуре, которая, действительно, является пародией на таинство венчания.) Ведь с древнейших времен были такие страшные вещи как клятва и обет. Люди очень боялись поклясться в чем-то ложном или нарушить данный обет. Потому что понимали, что слова имеют огромное мистическое значение. А штамп только напоминает, что эти слова действительно были произнесены. Именно обязательства позволяют людям быть вместе. Во всем вместе. С момента регистрации уже не «я» и «ты», а «мы». В первые годы семьи отношений должно закрепиться это представление «мы».
Читать дальше

Брак: конец и начало свободы


Психология семьи. Нередко можно услышать, что отношения в семье – это тюрьма для любви с ее свободой. Это правда – но только в том случае, если ставить во главу угла влюбленность и романтику. Когда люди живут вместе, им приходится погружаться в неромантические вещи: где достать денег, как пережить визит родственников супруга или что делать с грязными носками. Да, у всех живых людей откуда-то появляются грязные носки, и игнорировать эту проблему при совместной жизни никак не удается. Для чисто романтических отношений нужна специальная обстановка – роскошный дворец или берег моря, – где «неприглядные» аспекты бытия можно спрятать друг от друга. Кроме того, романтическая любовь склонна противопоставлять себя всему миру и обществу с его институтами, включая брак. Много ли мы знаем романов и фильмов про про счастливые семьи, да еще без измены?
Читать дальше

Нужна ли семье иерархия?


В современном мире сложилось так, что каждый человек старается быть сам по себе, поймать «свою волну», но ни одна организация не может существовать без руководителя. Если нет хорошего «хозяина» (это касается любой организации), возникает анархия, структура перестает функционировать, и начинается простая пробуксовка. В конце концов, структура просто перестает существовать...
Читать дальше

Если создавать семью, то на всю жизнь


Мы понимаем, что семья отношения это главное, мы здраво мыслим. Меня устраивает все здесь, у меня все гладко, все ровно, я здесь абсолютно не нервничаю, мне ничего другого не нужно! После того как появился первый ребенок, мне вообще ничего не нужно! Дети очень сильно укрепляют семью, можно сказать, на 90%. А когда появился второй ребенок, это такое счастье, что сложно объяснить! Такую счастливую семью уже не разобьешь.
Читать дальше

Страна семьи – великая страна


С моей точки зрения, люди создали семью с того момента, когда они перешли черту товарищеского общения – когда они вступили в семейные отношения, то есть в близкие отношения. Другой вопрос, какую семью они создали и чем им придется заплатить за это. Очень часто, к сожалению, в этом сожительстве с чьей-то стороны есть подлинная любовь, попытка ее реализовать, а со стороны другого человека есть желание использование своего партнера. Это бывает очень часто, и это очень большая ошибка. С духовной точки зрения, подлинной семьей является тот союз, который сначала попросил благословения у своих родителей, у общества, у Бога. Потому что любовь – это большое дело, которое сопряжено, как морской переход, с бурями, с трудностями...
Читать дальше

Смысл семьи – стремление к счастью


Чего люди ищут в браке? Они ищут счастья. Если любого человека, который идет в ЗАГС или под венец, спросить, чего человек ожидает от семьи, он, конечно, ответит: счастья. И не надо стесняться этого, потому что человек действительно должен стремиться к счастью. И он надеется, что когда рядом с ним появится другой человек, который будет любить его и которого будет любить он, то это и будет счастье. Правы эти люди или нет? Я думаю, что, по большому счету, правы. Это действительно счастье, если ты встретишь человека, который будет восполнением тебя, который будет самым родным и близким человеком. Потому что человек такое существо, который не может быть один, который стремится к общению, а высшая полнота общения осуществляется в браке. Поэтому, конечно, семья это счастье.
Читать дальше

Проблемы взаимоотношений в молодой семье


Искажения семьи психологии начинаются уже на свадьбе и задолго до нее. Очень многие женщины, выходящие замуж, ведут себя одинаково на свадьбе, когда молодоженам полагается откусить кусок от каравая. Они так стараются откусить побольше. Ей кричат: «Кусай больше!» И женщина старается заглотить по максимуму. По московской поговорке: «Чем шире рот откроешь, тем больше откусишь». Вот и стараются пошире открыть рот, вплоть до вывиха. Они даже не знают, что здесь начинается семейная трагедия. Это начало семейной боли в нескольких поколениях.
Читать дальше

Апология брака


Почему счастливая семья это счастье? Потому что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более, чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им. Может быть, прозвучит несколько пафосно, но скажу, что соотношение сил добра и зла в мире зависит от того, есть ли мир в каждой конкретной семье или там царит грех и зло. Легче легкого ругать правительство, реформаторов, олигархов, а самим изменять женам, делать аборты или бросать детей в роддомах. Или даже постоянными ссорами и конфликтами отравлять жизнь себе и своим близким.
Читать дальше

Созданию крепкой семьи необходимо учиться


Семьи психология. Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нем есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путем набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт все же будет приобретен. Чаще шишки набиваются, а толку нет.
Читать дальше

Как жене помочь мужу быть достойным главой семьи. 12 постулатов для женщин (Часть 1)


Для любого настоящего мужчины, без исключения, очень важно мнение женщины. Более того, мужчина готов, принимая во внимание это мнение, совершать по- настоящему героические поступки и даже взяться работать над собой. Я часто цитирую шутливое, но очень верное высказывание: «Мужчина долго остаётся под тем впечатлением, которое он произвёл на женщину».
Читать дальше

Как жене помочь мужу быть достойным главой семьи. 12 постулатов для женщин (Часть 2)


Иногда жена, на самом деле, явно осуществляет власть и гордится этим и хвалится перед подругами, которые восхищаются ею. Лучше скромно отступить, под крылышко мужа и использовать для блага семьи его компетентность, способности, скрытую энергию, которая освобождается, когда мужчине предоставляется возможность проявить себя. Если же мужчина утрачивает даже иллюзию того, что это он является главой семьи, то он начинает функционировать попросту плохо, если не сказать - трагично...
Читать дальше

Как жене помочь мужу быть достойным главой семьи. 12 постулатов для женщин (Часть 3)


Дом попросту нуждается в мужчине. Муж должен осуществлять власть, а жену расценивать как самого главного советчика, без обсуждения вопросов с ней не принимать ни одного серьёзного решения. Вплоть до того, что жена для него должна быть экспертом, с мнением которого по некоторым вопросам он будет считаться больше, чем с собственным. Признание, например, большей компетентности жены в делах, касающихся функционирования дома, - это проявление мудрости, а не слабости мужчины...
Читать дальше

Задаваясь вопросом, что такое семья, многие с трудом находят ответ. Отношения двух людей - это история, которая пишется вместе с их жизнью. Что же такое семья и как построить отношения между супругами, узнайте из статьи.

Что такое семья: психология

Каждый прожитый день, сказанное слово, поступок - все это делает отношения, собирая из маленьких кирпичиков неприступный замок или каменную стену. В психологии семьей называют группу людей, обобщая понятие и лишая какой-либо индивидуальности.

С точки зрения психологии, семья - группа взаимодействующих людей, объединенная супружескими отношениями, родственными связями. Семьи отличаются структурой, но главная задача семьи всегда неизменная - это обеспечение условий для гармоничного развития отдельных членов группы.

Проще говоря, семья - это люди, живущие под одной крышей с общим бытом, бюджетом, хозяйством, семейными ценностями и приоритетами. Членами группы являются муж и жена, их дети.

На благополучие в семье влияют следующие факторы:

  • уровень благосостояния;
  • образованность и интеллигентность членов семьи;
  • культурный уровень супругов;
  • состояние взаимоотношений.

Нет единого критерия, какой должна быть счастливая семья. В случае финансовых проблем супруги начинают винить друг друга в проблемах. Отсутствие образования ведет к тому, что ни один из членов семьи не в состоянии исправить бытовые трудности.

Культурный уровень помогает людям занимать достойный социальный статус. Отсутствие взаимопонимания и взаимоуважения приводит к тому, что взаимное сосуществование супругов становится невозможным.

Причинами несчастливых браков может стать следующее:

  • Негативный пример родителей.

Психологи утверждают, что неумение жить в семье закладывается с малых лет. Дети берут все от родителей.

Отрицая факт того, что ребенок повторяет ошибки или судьбу родителей во взрослом возрасте, человек заведомо отказывается осознавать, какими были эти ошибки. Соответственно, отказывается менять свою жизнь и отношение к ней в лучшую сторону.

  • Безответственный поход к вопросам семьи и брака.

Вторая причина несчастливых браков - легкомыслие. Речь идет о том, что многие путают страсть и влечение со взаимоотношениями. Брак и семья - это намного большее, чем интимная близость. Это ответственность, умение ждать, прощать, слышать, понимать, уступать и так далее.

Со временем страсть может угаснуть, тогда фундамент отношений рушится и разрушаются связи между парой. Если в такой семье появились дети, они будут расти на примере родителей, у которых нет точек соприкосновения. В такой ситуации возвращаемся к выше озвученной причине несчастливых браков.

Любовью правильно называть неразрывную психоэмоциональную связь между мужчиной и женщиной. Те чувства, которые воспевают романтики, - это жестокое искажение реальности. До того, как рождается любовь, людей влечет друг к другу только страсть, интерес и желание сблизиться на физиологическом уровне.

Залог семейного счастья - это умение принимать и любить свою вторую половинку безусловно.

Функции семьи формировались и развивались параллельно с людьми как объектами социума. В психологии выделяют несколько основных функций семьи, а именно:

  • Репродуктивная - рождение детей для продолжения рода.
  • Воспитательная - формирование личности ребенка в течение всей его жизни.
  • Хозяйственно-бытовая, или же экономическая, - способность удовлетворять материальные потребности и обучение ребенка ценить материальные блага.
  • Рекреативная - обеспечение условий для восстановления физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная - основа психологического здоровья человека. Эта функция выражается в умении проявлять и принимать поддержку, уважение, понимание, доброе отношение.
  • Духовная - умение развиваться на духовном уровне.
  • Социальная - обучение ребенка тому, как общаться с внешним миром.
  • Сексуально-эротическая - это пример того, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной.

Традиции семьи, как и семейные ценности, - это принятые для конкретной группы людей нормы и правила поведения, взгляды, обычаи, которые передаются от родителей к детям.

Семейные традиции не должны нарушать моральные устои или противоречить им. Семейные ценности должны укреплять узы родства. Традиции передаются из поколения в поколения, воспитывая потомков и храня память о предках.

Выполнение родителями возложенных на них функций, соблюдение традиций и отношения между супругами - это залог семейного счастья и благополучия.

Семейные отношения: как строить

Бесспорно, залог счастливого брака - это семейные отношения, которые не зарождаются в один момент, а выстраиваются супругами шаг за шагом.

Отсутствие конфликтов, взаимопонимание в семье, комфортный быт - это составляющие успешного брака.

Взаимоотношения в семье могут строиться по-разному. Существуют определенные типы отношений между супругами, детьми и родителями. Например:

  • Диктатура.

Старшее поколение безапелляционно подавляет младшее, игнорируя интересы детей. Эмоциональное насилие может перерасти в физическое.

  • Сотрудничество.

Все члены семьи равноправны. Важны интересы каждого участника группы. Проблемы решаются сообща. Для родителей, как и для детей, приоритетными являются желания близких.

Основа этой модели - отсутствие эгоизма и способность идти на компромиссы.

  • Опека.

Дети, которым никогда не предоставлялась возможность решать собственные проблемы, безразличны к проблемам окружающих.

Чрезмерная опека со стороны родителей приводит к тому, что их потомство не способно общаться с другими людьми, сверстниками, коллегами. Такие дети не способны построить отношения и завести собственную семью.

  • Невмешательство или пассивное безразличие.

Для такого типа отношений характерно полное невмешательство родителей в жизнь детей. Родители выполняют функцию сугубо физиологического воспитания.

Семейные отношения зарождаются вместе с семьей, как только мужчина и женщина принимают решение жить вместе, воспитывать детей, иметь общий быт.

Основное условие успеха - это умение избегать конфликтов или решать их.

Как будут развиваться отношения, зависит от исходных условий, в которые попадают мужчина и женщина. Если пара живет отдельно от родителей, она создает собственные ценности, руководствуясь тем, что заложено им в процессе воспитания.

В случае если под одной крышей живут несколько поколений, важно знать ценности каждого из них, уважать их и приспособиться к бесконфликтному взаимному сосуществованию.

Залог благополучия в семье - это:

  • взаимоуважение между членами семьи;
  • знание и понимание привычек близких и родных;
  • умение общаться и мириться;
  • отказ от эгоистичных мотивов при принятии решений;
  • умение прощать и понимать.

Чтобы избежать конфликтов на этапе зарождения семьи, важно учитывать следующее:

  • семья супруга/супруги (родители) ждут уважения от избранника своего ребенка;
  • ложь губит любые отношения;
  • не стоит торопиться с выводами, важно понимать супруга, мотивы и причины его поступков;
  • нельзя осуждать и обсуждать родителей избранника;
  • чтобы получать помощь и поддержку, ее важно давать.

Серьезным испытанием для отношений между супругами всегда становится рождение ребенка.

Для молодой матери появляется еще один объект любви. Налаженный быт в корне меняется, как и необходимость в финансовом обеспечении.

Женщины требуют от мужчин больше внимания, понимания и поддержки, чем раньше. Мужчины с появлением детей часто отдаляются от своих жен.

Чтобы избежать конфликтов на почве материнства и отцовства, важно понимать, что ребенок - это навсегда. Малыш - это ответственность. Маленький человек - это естественное продолжение рода, то, для чего создавалась семья.

Родители должны вырастить его в любви, показать ему, что такое настоящая семья и какой она должна быть. Отношения между супругами станут моделью, которую ребенок переймет у родителей и использует в своих отношениях.

В поисках ответа на вопрос, как строить отношения, важно учесть, что семья проходит определенные жизненные этапы, а именно:

  • Первый год супружеской жизни: партнеры только учатся быть половинками одного целого.
  • Рождение ребенка: все жизненные ценности переосмысливаются.
  • 3–5 лет супружеской жизни: со взрослением ребенка меняются жизненные устои. Мужу и жене приходится искать новые формы взаимодействия.
  • 8–15 лет супружества: обыденность отношений заставляет искать чего-то нового и смотреть на семейную жизнь по-новому. На этом этапе пары либо укрепляют союз, либо расстаются.
  • 20 лет супружеской жизни: период, когда дети создают собственную семью, родители перестают выполнять большинство из положенных на них функций по воспитанию ребенка. Из-за отсутствия целей и переосмысления действительности резко вырастает риск измен.
  • 30 лет супружеской жизни и больше: отношения между супругами трансформируются, перерастая в абсолютную духовную близость. На этом этапе пара строит отношения со взрослыми детьми, которые сами переживают этапы семейной жизни.

Семья - это намного больше, чем группа людей с определенными интересами и общим бытом. Семья и семейное счастье - это то, к чему сознательно или подсознательно стремится каждый человек.

На пути супружеских пар встречается много испытаний. Не каждая семья способна с легкостью перенести все жизненные трудности. Взаимопонимание и умение прощать, доверие между партнерами, откровенность и взаимоуважение - это то немногое, что поможет выстроить прочные семейные отношения.

Просмотров