Как подросток пользоваться правами эссе. Какие права есть у подростков и как родителям их соблюдать. Поддерживать вежливый разговор со взрослыми

Подросток – уже не ребенок, а относительно взрослый человек. У него есть права, присущие всем людям, в том числе детям, и чем старше он становится, тем шире становится круг его возможностей, предоставляемых законом.

И права подростка должны соблюдать все, включая родителей. Только в этом случае подросток может вырасти человеком, имеющим свое мнение и умеющим его отстаивать, осознающим ответственность за свои решения, наделенный чувством собственного достоинства.

Российское законодательство предоставляет ребенку права, которыми он может пользоваться до достижения совершеннолетнего возраста. Конечно, их не так много, как у взрослого, но, тем не менее, они есть, и родителям необходимо об этом помнить.

Например, в соответствии с Семейным кодексом РФ ребенок уже с 10 лет имеет право быть услышанным , если:

  • родители разводятся, и решается вопрос, с кем он будет жить;
  • встал вопрос о смене фамилии, имени, отчества;
  • возникла необходимость о назначении ему опекуна;
  • хотят восстановить родительские права в отношении него у одного из родителей;
  • собираются усыновить.

Имеет подросток и имущественные права. Причем он не только может быть собственником имущества, но и вправе совершить некрупные сделки. Например, он может дать товарищу покататься свой новенький велосипед, обменять на коллекцию наклеек, и даже если сделка окажется невыгодной, родители не должны его в этом упрекать – ведь велосипед был его, они сами сконцентрировали на этом внимание, делая такой подарок ко дню рождения. Другое дело, что спешить покупать своему чаду новое транспортное средство не стоит: пусть у него будет возможность осмыслить свой поступок и понести ответственность за свое решение.

При достижении 14 лет подобных прав у подростка становится еще больше :

  • трудиться;
  • распоряжаться своим заработком или стипендией;
  • делать вклады и распоряжаться ими.

Есть у подростков и социальные права, например, он может участвовать в создании и работе детских общественных организаций, участвовать в акциях по отстаиванию своих прав.

Помимо прав, предусмотренных гражданским и семейным кодексами, есть и более глобальные, базовые, регламентированные Конституцией, а также Конвенцией ООН о правах ребенка, и их, как показывает практика, родителям соблюдать сложнее всего.

Какие права подростка трудно соблюдать родителям?

Родителям подростка следует знать, что их повзрослевшее чадо имеет права:

  • на личное пространство;
  • на ошибку;
  • на выбор;
  • на изменение точки зрения;
  • на осознанное принятие решения;
  • на неприкосновенность частной жизни;
  • на тайну.

Пусть родители уверены, что они лучше всех знают, что для их мальчика иди девочки лучше. Пускай они желают ему только добра и обладают эксклюзивным знанием, в чем именно это добро состоит. Допустим, они на самом деле беспокоятся, как бы их «малыш» не наделал ошибку и не попал бы в плохую историю, ведь «он такой доверчивый и неопытный». Пора понять, что мир перевернулся: перед ними не мальчик и девочка, я юноша и девушка. Никто, кроме самого подростка, не может знать лучше, чего жаждет душа, с кем из друзей хорошо и комфортно, а с кем общение в тягость. Он желает получить ценный опыт, которого, по мнению родителей, ему недостает, но, не прислушиваясь к советам старших, а реализовав свои права: сначала на выбор, потом на ошибку и, наконец, на изменение мнения. И как бы ни было страшно отпустить свое «дитятко» в мир взрослых, это придется сделать, иначе их чадо так и останется недорослем, не умеющим постоять за себя и ответить за свои действия. Вчера было добром вести ребенка за руку, сегодня добром стало отпустить ее. Просто надо это понять – и станет легче: и маме с папой, и подростку.

Отдельно стоит остановиться на праве ребенка на личное пространство . Речь идет о наличии у подростка в доме своего уголка или даже комнаты. Здесь он должен чувствовать себя полноправным хозяином, понимая, что вторжения на его территорию не будет. Здесь он может делать записи в дневник, не опасаясь, что кто-то стоит за плечом и читает запись. Здесь он может читать и отправлять сообщения и спокойно оставить мобильный телефон, справедливо полагая, что никто не начнет листать записную книжку. Здесь он просто может обдумывать что-то, не беспокоясь о том, что кто-то полезет к нему в душу с расспросами.

Здесь уместно затронуть права подростка на неприкосновенность частной собственности и тайну. Шпионить за ним недозволенно никому, в том числе его «предкам». И неважно, чем продиктовано их желание залезть в карман ребенка, проверить почту, посмотреть, какую информацию он искал в Интернете – простым любопытством или тревогой за него. Шпионаж обязательно будет раскрыт, и после этого доверие подростка вернуть будет почти невозможно. Если вы уверены, что повод для беспокойства есть, просто сообщите о своих опасениях своему чаду, обсудите с ним проблему, и, возможно, подросток сам или признается, или предъявит неопровержимые доказательства беспочвенности ваших тревог. Самим вам улики искать смысла мало: подумайте, сможете ли вы их предъявить ребенку, не разрушив доверительных отношений? Вряд ли.

Семейный договор

«А как же наши права? А как же быть с обязанности?» – справедливо возмутятся некоторые. Все правильно: не только родители должны уважать права ребенка, но и он должен уважительно относиться к правам взрослых. Для того чтобы никто не оказался в накладе, можно составить семейный договор. Нельзя договариваться лишь о четырех вещах :

  • о посещении или пропуске школьных занятий;
  • о полном освобождении подростка от домашних обязанностей;
  • об игнорировании вашим отпрыском семейных традиций;
  • о наличии у ребенка вредных привычек.

Если включить в договор эти пункты, вместо добра он может причинить зло.

Оставляя свою подпись под договором, подросток почувствует себя чуть взрослее – ведь с ним считаются, и будет чуть серьезней относится к своим обязанностям.

Практически все юноши и девушки подросткового возраста мечтают как можно скорее стать взрослыми, чтобы обрести все которыми обладают их родители. Такое желание обусловлено тем, что дети нередко ощущают себя бесправными существами, поскольку считают, что находятся в подневольном положении и вынуждены всегда подчиняться воле мамы и папы, педагогов и других взрослых.

В действительности, в каждом правовом государстве, включая Россию и Украину, мальчики и девочки в подростковом возрасте обладают целым рядом весомых и серьезных прав, которые делают их полноценными членами общества. Между тем, далеко не каждый ребенок хорошо осведомлен о своем правовом статусе и поэтому не понимает, как его можно реализовать.

В данной статье мы расскажем вам, как подросток может пользоваться своими правами, чтобы чувствовать себя состоявшимся гражданином своего государства, а не бесправной ячейкой общества, живущей исключительно по чужой указке.

Какие права имеет подросток?

Перечень основных прав подростка одинаков во всех правовых государствах. К ним относят право на жизнь, защиту, развитие, а также на активное участие в жизни гражданского общества. Поскольку большая часть жизни ребенка подросткового возраста проходит в школе, реализовать основную часть своих прав он должен именно в этом образовательном учреждении. В частности, использовать свои права подросток может такими способами, как:

  • получать необходимую художественную и учебную литературу в библиотеке;
  • самостоятельно выбирать образовательную программу;
  • по собственному желанию переводиться в другую школу или техникум;
  • выражать свое мнение и убеждения любыми доступными способами;
  • создавать в школе общественные организации.

В своей семье юноша или девушка подросткового возраста также имеет полное право на участие в обсуждениях, выражение своей индивидуальной позиции и уважение своих убеждений. В действительности, на практике так происходит далеко не всегда, и некоторые родители воспитывают своих детей, полагая, что их отпрыск должен абсолютно во всем подчиняться их желаниям.

В таких семьях ребенок, позиция которого не совпадает с мнением старшего поколения, достаточно часто сталкивается с игнорированием его убеждений, принуждением к выполнению того или иного действия и даже насилием. Впрочем, сегодня с элементами насилия по отношению к подросткам можно столкнуться и в стенах школы.

Подобные действия взрослых людей совершенно недопустимы в любом правовом государстве, ведь они ущемляют огромное количество прав несовершеннолетнего ребенка. Именно поэтому каждому подростку необходимо знать, как он может свои права. Во всех случаях, когда ребенок считает, что его права нарушены, он вправе обратиться в специализированные организации – полиция, прокуратура, комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, уполномоченный по правам ребенка и так далее.

Кроме того, во внеурочное время группы подростков имеют право проводить специализированные собрания и митинги с выдвижением требований, не противоречащих действующему законодательству.

Психология подростка – это термин, трактующийся неоднозначно. Поскольку с одной стороны он подразумевает науку, изучающую особенности поведенческих паттернов детей, вступивших на пубертатный этап формирования. С другой – означает непосредственно суть рассматриваемого понятия – возрастную специфику поведения, особенности психических процессов.

Подростковая психология считается самым противоречивым феноменом, характеризующимся непостоянством и появлением ноток бунтарства. Подростковый этап знаменуется выходом крохи из детства. Здесь вчерашний малыш начинает заглядывать в собственный внутренний мир, постигает новое о своей личности. На описываемом этапе формируется критическое мышление на фоне бунтарства и отрицания привычных поведенческих .

Особенности подросткового развития

Пубертатный период наиболее трудный из всех этапов детского развития. Рассматриваемый этап ещё именуют переходным, поскольку происходит так называемое «превращение» ребёнка во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную и трудовую.

На этапе пубертата существенно меняются обстоятельства бытия ребенка и его деятельности, что ведёт к необходимости преобразования психических процессов, ломке старых, ранее устоявшихся форм взаимодействия с однолетками и взрослыми лицами. Учебная деятельность осложняется повышенными требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых наук, которые необходимо систематически штудировать. Всё это требует от психических процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между объектами, выработку отвлечённых понятий.

Помимо того у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников. Ребёнок начинает играть более значимую роль в школьной среде, семье. В этой связи ему начинает предъявляться больше требований социумом и родителями, которые по содержанию становятся более серьезными и основательными.

В процессе усложнённой учебной деятельности заметно совершенствуется интеллект подростков. Содержание постигаемых в школе наук, модификация характера и содержания учебной деятельности вырабатывают у них способность самостоятельно мыслить, обобщать, рассуждать, анализировать, сопоставлять и резюмировать.

Помимо того описываемый этап в созревании детской личности знаменуется также и половым созреванием, что серьёзно осложняет прохождение рассматриваемого этапа развития.

13 лет

Считается, что в среднем именно в тринадцатилетнем возрасте подростки начинают напоминать картину глубоких контрастов. У них существует лишь белые и чёрные тона в суждениях и отношении к бытию, что обнаруживается в подростковом максимализме и духе бунтарства.

Физические особенности у уже не малышей, но и ещё далеко не взрослых индивидов, характеризуются большей развитостью юных барышень в сравнении с их младыми кавалерами. Особенно это выражено в росте, поскольку у девушек замедляется формирование мышечного корсета на фоне интенсивного роста костного скелета.

Считается, что в среднем юноши отстают в формировании от девушек на два года. Однако не зависимо от половой принадлежности, все взрослеющие дети делаются более мнительными, начинают уделять внимание собственной внешности, у большинства отмечается рост аппетита.

Психология подростков 13 лет претерпевает резкие трансформации, поскольку знаменуется гормональной перестройкой. Помимо того вчерашние дети начинают отождествлять себя с взрослыми индивидами, имеющими собственные желания, мысли и позицию.

К особенностям эмоционального характера следует отнести:

– повышенную эмоциональность девочек;

– вспыльчивость;

– неуверенность, которую дети всем силами стараются научиться преодолевать;

– эмоциональный всплеск (подростки переживают более яркий спектр эмоций, они чаще нежели взрослые ощущают себя счастливыми либо безмерно несчастными);

– существование одновременно противоположных эмоций (подростки могут одновременно ненавидеть кого-то и любить);

– появляется увлечённость чем-то новым.

Среди особенностей социальной направленности выделяют:

– стремление к независимости от родительской опеки;

– появляется ценность дружбы;

– возникает негативизм и требовательность в отношении учителей, окружающих взрослых лиц и родителей;

– могут появляться кумиры (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд).

Интеллектуальное развитие имеет следующие специфики:

– детям ближе делаются воззрения идеалистов;

– им требуется доказательное подтверждение любых мнений, высказанных родителями либо иными взрослыми, в противном случае подростки отвергают их без всяких сожалений;

– отрицают общепринятые взгляды (они скорее примут разительно отличающееся воззрение);

– интенсивно проявляется умение мыслить логически;

– логика формируется наряду с развитием абстрактного мышления, поэтому зачастую взрослые лица видят противоречия в рассуждениях подростков;

– здесь вчерашние дети уже начинают принимать самостоятельные решения, опираясь исключительно на индивидуальную систему ценностей.

14 лет

Значимость рассматриваемого этапа формирования ребёнка объясняется закладкой в данный период основ моральных, этических принципов и социальных установок.

Здесь наблюдаются многочисленные сдвиги, носящие характер ломки ранее привитых: интересов, особенностей, взаимоотношений. Трансформации, знаменующие рассматриваемый этап, сопутствуются субъективными проблемами подростка (душевные переживания, внутренняя сумятица, трудности физиологического характера) и
осложнениями для педагогов и родителей взрослеющего чада (упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, раздражительность).

Психологи описываемый возраст именуют временем пяти «нет», поскольку подростки:

– не желают учиться, как позволяют их способности;

– не желают слушать советов;

– не делают бытовые дела;

– за собой не убирают;

– вовремя не приходят.

На рассматриваемом этапе также отмечаются следующие биологические сдвиги: увеличение роста, эндокринные изменения, преобразование моторного аппарата, несоответствие роста миокарда и капилляров (миокард растёт быстрее, нежели кровеносная система, что порой может порождать дисфункции сердечно-сосудистого аппарата).

Следствием биологических трансформаций является:

– формирование полового влечения;

– резкие перемены состояний, настроения и реакций (неуравновешенность, возбуждённость, периодическая апатия, вялость, слабость);

– неуклюжесть, угловатость, суетливость, яркое и непринуждённое проявление эмоций.

Главной потребностью данного возрастного этапа считается потребность в коммуникативном взаимодействии с товарищами. Общение для них является своеобразным средством познания собственной личности через других, самоутверждения личности, нахождения себя.

В связи с превалированием общения резко падает успеваемость, поскольку снижается мотивация к учебной деятельности. Юноши менее общительны, нежели девочки, которые тянутся к старшим мальчикам.

Психология подростка 14 лет осложняется ещё и возрастанием влияния эмоциональной сферы на разнообразные виды деятельности. Собственное отношение к педагогам, взрослым, сверстникам, учебной деятельности подросток выстраивает на основе эмоций. Разум здесь отходит на задний план.

15 лет

На описываемом этапе зарождается так называемое раздвоение в чувственном поле и сознании. Наблюдается противовес гормонального всплеска, полового влечения, охватывающего разум и тело, и внезапного появления интереса к сотоварищам противоположного пола. Происходит интенсивное «взросление» сознания, что порождает новое мировоззрение.

Психология подростка 15 лет отмечается изменениями в когнитивной сфере. Наиболее разительные перемены проистекают в интеллектуальной деятельности. На рассматриваемом этапе происходит развитие навыков логической мыслительной деятельности, затем теоретического мышления, формируется логическая память. Также активно созревают и творческие способности вчерашнего ребёнка и вырабатывается индивидуальная манера деятельности, находящая своё отображение в стиле мыслительной деятельности.

Описываемый период знаменуется вторичной социализацией, что предполагает большее задействование когнитивных механизмов. Здесь формируется мировоззрение, вырабатывается ценностная база, представление о собственном предназначении, смысле бытия.

Вчерашние дети включаются в совершенно новую структуру отношений. Изменяется также их фактическое положение среди ровесников и в семье. У подростков существенно расширяется поле деятельности, серьезно усложняются её вариации. У них появляется собственная позиция. Подростки начинают считать себя взрослыми. Появляется желание, чтобы педагоги, родители и иное взрослое окружение воспринимало их в качестве равных. При этом тинейджеры не задумываются, что требуют больше прав, нежели в состоянии взять на себя обязанностей.

Здесь главными новообразованиями периода считаются появление сознательной регуляции собственных поступков, умения учитывать интересы, чувства окружающих и ориентироваться в своём поведенческом реагировании на них.

Психология подростка 15 лет такова, что здесь определяющим в развитии становится именно характер системы взаимоотношений, сложившейся с окружающим социумом.

16 лет

Шестнадцатилетний подросток является для родителей наиболее трудным испытанием. Именно этот период и обозначил понятие «трудный» применительно в целом к подросткам.

При этом, как полагает множество психологов, сложность рассматриваемого этапа обусловлена, как правило, трудностью «вписывания» самого подростка в среду.

Шестнадцатилетним ребятам довольно трудно примериться с качественно новым собой – ведь они уже перестали быть детьми, но взрослыми ещё не стали.

Ниже приведены характерные особенности, знаменующие рассматриваемый этап:

– у подростков на сознательном уровне активно вырабатывается мировоззрение, на фоне полной зрелости «концепции самости», вследствие чего оценивание окружающими 16-летних мало интересуют;

– формируются профессиональные интересы, обнаруживаются навыки управления окружающими нередко граничащие с откровенными провокациями;

– растёт потребность в сплочённой группе индивидов, которую объединяют общие интересы, именно этому возрасту присущи случаи массовых акций протестов;

– происходит формирование привлекательности и индивидуальных позиций, выказывающих отношение к этой проблематике;

– на данном этапе созревания подростки делаются более эмоционально уравновешенными, а действия их становятся более последовательными и практически лишёнными импульсивности;

– шестнадцатилетки начинают стремиться к серьёзным взаимоотношениям, как в дружбе, так и в романтической связи;

– личностные взаимоотношения здесь выходят на передний план, возрастает интимность этих отношений;

– подростки начинают стремиться к самостоятельным заработкам.

– негативизм снижается.

17 лет

Рассматриваемый этап знаменуется формированием ценностно-смысловой саморегуляции поведенческого реагирования. Когда индивид научится трактовать и соответственно регулировать собственные поступки, потребность разъяснить своё поведение поневоле ведёт к подчинению собственных деяний законодательным нормам. У подростков возникает так называемое философское «отравление» сознания. Они окунуты в сомнения, бесконечные раздумья, препятствующие инициативной деятельной позиции.

Семнадцатилетние индивиды уже считаются социумом взрослыми, что давит на ещё не повзрослевшего ребёнка. Наступает поворотный момент, когда школа осталась позади, а социум и родители требуют от детей принятия решения на счёт дальнейших действий – либо они продолжают учиться, либо находят работу. Отсюда у подростков зарождается опасение не осилить возникшую нагрузку, страх перед открывшимися возможностями и вероятными неудачами.

Стержневой деятельностью семнадцатилетнего возраста становится социальное взаимодействие. Девушки все больше внимания посвящают собственной внешности. Порой надуманные недостатки ведут к их скованности и нежеланию появляться в социуме.

В рассматриваемом периоде завершается формирование черепа. Также на данной стадии созревания заканчивается формирование женского организма. Все главные размерные признаки туловища практически доходят до окончательной величины. У девушек завершается окостенение трубчатых (длинных) костей.

Юность считается началом взрослой жизни. Поэтому ощущение, что впереди ещё очень много времени, предоставляет широкую платформу для экспериментов, проб, ошибок и поиска себя. На данном этапе уже сформированы в основном все функции психики. Началась стадия стабилизации личности. Анализируемый этап знаменуется кризисом семнадцатилетнего возраста.

Психология мальчиков подростков

Подростковый период у сынов Адама заключается в трансформации мальчиков во взрослых мужей. На данной стадии происходит биологическое созревание, которое совпадает с зарождением новых интересов, разочарованием в былых увлечениях.

Юные подростки расстаются с детством, понимание того, что дальше будет с ними, отсутствует, поэтому они ощущают дискомфорт.

В пубертатном периоде отмечается активный рост мальчиков: меняется гормональный фон, «ломается» голос, растёт скелет.

Именно данный этап проявляется предельной нетерпимостью юношей, нежеланием оказать помощь тому, кто отличается. Мальчикам подросткам становится важной их внешность, поэтому если существуют проблемы с внешним обликом, то будет беда. Поскольку обязательно найдутся мальчишки, готовые обсмеять, а другие – готовые поддержать их в этом веселье.

Такие подростковые проблемы нередки. Они являются немаловажной психологической основой рассматриваемого периода. Вследствие скоростной гормональной перестройки у подростков нередко появляются прыщи, увеличивается вес. Мальчишки мучаются неконтролируемой эрекцией.

Помимо физических трансформаций, половых и гормональных метаморфоз, с ребёнком происходят и иные изменения. Видоизменяются его взгляды на бытие, начинают волновать вопросы, ранее совсем не интересовавшие. Опасность рассматриваемого этапа заключается в преувеличении собственных способностей, поскольку вчерашним детям всё кажется более радужным, доступным и простым.

Данный возраст характеризуется возникновением «разрыва» между здравым смыслом и эмоциями. Недоразвитие префронтальной зоны в пубертатном периоде объясняет возникновение основных проблем в поведенческом реагировании. Поэтому тинейджеры зачастую неспособны верно проанализировать ситуацию только в связи с незрелостью нервных процессов.

Психология девочек подростков

В периоде пубертата происходит интенсивный рост организма и гормональная перестройка. Поэтому многие девушки начинают прибавлять в весе, тело округляется, становясь более женственным.

Поскольку организм быстро адаптироваться к происходящим метаморфозам не успевает, ему приходится трудиться на износ. Отсюда у девочек наблюдается повышенная усталость, сонливость и апатия. Также могут обостриться недуги хронического течения или появиться новые.

Состояние кожи может ухудшаться из-за роста продукции эстрогена и прогестерона, что также негативно воздействует на эмоциональный настрой ребёнка. Также данный этап знаменуется появлением первых менструаций, которым нередко сопутствуют болезненные ощущения и слабость.

Все проистекающие в организме процессы, неизбежно отражаются и на детской нервной системе. Помимо того надуманные недостатки такие как: лишний вес, проблемная кожа, появление запаха пота, негативно влияют на самооценку девочки-тинейджера. Это благодатная почва для зарождения различных комплексов у девочки подростка.

Вследствие увеличенной продукции половых гормонов эмоциональный фон девочек нестабилен, его различные формы могут сменяться ежесекундно – от апатии до радостного беспричинного возбуждения, от плаксивости до явной агрессии.

Девочки-тинейджеры часто подвержены унынию. Они убеждены, что у них всё плохо. Девушки часто склонны к плаксивости. Нередко они ощущают ненависть и раздражение в отношении наиболее близких лиц.

У них ухудшается память, снижается концентрация, нарушается способность выражать свои мысли.

Девушки, находящиеся на описываемом этапе взросления, зачастую собственными действиями и словами напоминают трехлетних малышей. Часто от них можно услышать: «я сама», «не лезьте ко мне», «отстаньте от меня».

Проблемы подросткового возраста

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

– эмоциональная неустойчивость;

– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная , родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

– , выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.

Пубертатный этап считается наиболее сложным периодом для самого подростка и для его родителей. Поэтому главным во взаимоотношениях с взрослеющим чадом должно быть взаимопонимание. Для этого родителям надобно быть инициативными и не обижаться на вчерашних детей. Не следует потыкать сиюминутным «хочу» тинейджеров, но и постоянно противиться им тоже не рекомендуется. Если родитель не желает либо по объективным причинам не может удовлетворить «хочу» подростка, то необходимо объяснить ему причины.

Нужно стараться больше коммуникативно взаимодействовать с детьми, рассказывать о собственной работе, обсуждать насущные ситуации, жизненные проблемы, интересоваться их увлечениями. На рассматриваемой стадии становления личности подросткам очень важно ощущать родительскую любовь. Они должны понимать, что родители – это их друзья, которые всегда поддержат, а не выкажут пренебрежение или насмешку.

Стратегия родителей в описываемый период должна заключаться в формировании у подростков позиции уверенности. Ребёнок должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он.

Нельзя выстраивать воспитательный процесс на конфронтации, противостоянии. Нужно основываться на сотрудничестве, вооружиться терпением и участливостью.

Родителям необходимо постигнуть главное, что наибольшее влияние на становление подростковой личности оказывает именно их жизнь, привычки, манера общения, взаимоотношения в семье. Если в семье превалируют ссоры, неуважение супругов друг к другу, упрёки, враньё, то пользы от нравоучений, как нужно жить правильно, будет нуль.

Следует постараться не обманывать тинейджера, не пренебрегать его мнением, уважать его позицию, не навязывать собственное мировоззрение как единственно верное. Необходимо добиться доверия от ребёнка. Когда чадо полностью доверяет собственным родителям, верит им и знает, что в любых ситуациях его дома ждёт понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды и снижает риски попадания в так называемую «плохую» компанию.

Слайд 2

Права подростка

Как часто мы слышим о несоблюдении прав подростков, но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела. Но ведь подросток должен знать, какие права он имеет и в семье, и в школе, нельзя вспоминать о необходимости просвещения в этой области только в моменты разоблачения очередного их вопиющего нарушения. Иначе, о какой защите и соблюдении прав детей и несовершеннолетних подростков можно говорить, если сами дети не имеют о своих правах никакого понятия? Кстати, а вы взрослые, кроме невнятного бормотания о праве на жизнь, можете сказать, какие права имеет подросток? Видимо, нет, потому что они каждом шагу они нарушаются, особенно это касается моментов трудоустройства и прав работающих подростков. Так какие же права имеет подросток?

Слайд 3

ООН

Конвенцией ООН гарантируются следующие права: право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги; право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни; право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков; право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.

Слайд 4

Права подростка в школе

Права ребенка в школе не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на: обеспечение литературой из библиотечных фондов школы; выбор образовательного учреждения и программы образования; педагогическую и психологическую помощь; перевод в другое образовательное учреждение; свободное выражение своего мнения и уважение своих убеждений;

Слайд 5

обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения; добровольное участие в деятельности по благоустройству школы; проводить собрания и митинги во внеучебное время при подозрении нарушения их прав; создавать общественные организации в школе, начиная с возраста 8 лет. оставление учебного учреждения до получения полного среднего образования при достижении 15 лет, при наличии согласия родителей;

Слайд 6

Права подростка в семье

Без согласия родителей дети в возрасте 6-14 лет имеют право на совершение мелких бытовых сделок, на распоряжение средствами, предоставленными опекунами или родителями и на совершение сделок, должных принести выгоду без затраты средств. После достижения 14 лет права подростка расширяются. Теперь он имеет право распоряжаться своими денежными средствами (стипендия, заработок или другие доходы); пользоваться всеми правами авторов произведений искусства, науки, литературы или изобретения; вкладывать деньги на счета в банке, и распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Слайд 7

Трудовые права подростка

Прием на работу возможен с 14 лет при наличии согласия родителей и профсоюза организации. Работодатель при наличии рабочих мест обязан принять несовершеннолетнего на работу. Несовершеннолетний подросток имеет право на признание его безработным при достижении 16 лет. С несовершеннолетними не заключается договор о полной материальной ответственности, и им не имеют права назначать испытания при приеме на работу. Также подросток не может быть принят на работу с испытательным сроком более 3 месяцев, при согласовании с профсоюзом испытательный срок может быть продлен до 6 месяцев.

Слайд 8

Запрещено принимать несовершеннолетних на работу, связанную с вредными и опасными условиями труда, подземную работу и работу, связанную с поднятием тяжестей выше норм. Подростки в возрасте от 16 до 18 лет не могут заниматься переноской тяжестей больше 2 кг, перенос груза тяжелее 4,1 кг допускается в течение трети рабочего времени. Рабочее время не может быть больше 5 часов в день у подростков в возрасте 15-16 лет, и 7 часов при возрасте с 16 до 18 лет. При прохождении обучения и совмещения учебы с работой рабочий день должен быть не более 2,5 часов при возрасте работника 14-16 лет, и не более 3,5 часов при возрасте 16-18 лет. Увольнение допускается только по согласованию с Комиссией по делам несовершеннолетних и Гос. Инспекции труда или при предоставлении другой работы.

Посмотреть все слайды

Постепенное предоставление взрослеющим детям все большего количества дел и обязанностей не только облегчает жизнь родителям, но и крайне полезно для них самих. Овладевая новыми навыками и самостоятельно применяя их на практике, подросток повышает собственную самооценку и подготавливается к взрослой жизни.

Но обучение независимости должно начинаться не в 14 лет! Уже в три года ребенок может одеваться в садик сам, а в 9 лет он вполне в состоянии упаковать свои сумки, отправляясь в пионерский лагерь. Ну а с тинейджеров, соответственно, спрос еще больший!


Olesya Kuznetsova / Shutterstock.com

Вот 15 полезных навыков, которыми должны владеть ваши дети в подростковом возрасте.

1. Самостоятельно просыпаться

Прежде всего, это зависит от правильного режима и высокой мотивации. Если подросток вовремя ложится спать и заинтересован в предстоящей деятельности, он ни за что не станет тратить драгоценное время на долгие утренние подъемы. Вспомните, во сколько он вскочил в свой день рождения! Вам все понятно?

2. Следить за личной гигиеной

Подросток должен уметь следить за собой и своим телом. Сюда входит: чистка зубов, ежедневный душ, уход за волосами и прочими частями тела. Кроме того, научите его пользоваться дезодорантом.

3. Ухаживать за своей внешностью


Syda Productions / Shutterstock.com

Разрешите тинейджеру самостоятельно покупать себе одежду, подбирая ее для того или иного случая. Ходить в парикмахерскую он также должен сам.

4. Стирать свою одежду

В 12-14 лет дети вполне в состоянии достать из корзины грязную одежду, отсортировать ее по цветам и степени загрязнения, а затем загрузить в стиральную машину. Также подросток должен уметь вручную постирать свое нижнее белье и носки.

5. Готовить несложные блюда

Научите своего ребенка готовить простейшие блюда. Пусть самостоятельно сварит овсяную кашу на завтрак или сделает бутерброд к чаю вечером.

6. Убираться не только в своей комнате, но и во всем доме

Обязанности по уборке помогают родителям делегировать часть ответственности своему ребенку. Такая посильная домашняя работа позволяет подростку вносить свой личный вклад в жизнь семьи.

7. Делать школьные задания


Monkey Business Images / Shutterstock.com

Все уроки должны делаться без напоминаний и постоянного родительского контроля. Возможно, ваш ребенок будет допускать ошибки. Зато это будет честная работа!

8. Правильно обращаться с деньгами

Родители должны научить подростка правильно распоряжаться карманными деньгами. К этому возрасту ребенок должен четко понимать, что любую сумму нужно заработать. Он вполне в состоянии следить за своими доходами и расходами.

9. Поддерживать вежливый разговор со взрослыми

Ежедневно подросток сталкивается с самыми разными людьми: это и преподаватели в школе, и родители приятелей, и соседи по подъезду, и продавцы в магазинах. К этому возрасту ваш ребенок должен уметь поддержать вежливый разговор с любым человеком.

Только обязательно объясните сыну или дочери, что это правило не распространяется на незнакомцев, которые сами набиваются на беседу. Особенно, если рядом нет знакомых взрослых!

Просмотров