Дипломная работа: Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений. Технология социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях Методики исследования социальной адаптации пожилых людей

Люди пожилого возраста находятся в трудных ситуациях. Многие теряют способность и нуждаются в заботе и помощи.

Современный ритм жизни не позволяет нам в достаточной степени заботиться о своих пожилых родственниках.

Заслуживает особого внимания в правильной адаптации людей престарелого возраста — нельзя резко изменять привычный образ и жизненный темп стариков.

Проблемы социальной адаптации пожилых людей

С увеличением возраста у человека возникает ряд проблем:

  • Занимаемое место в семейном кругу;
  • Доступ медицинского обслуживания;
  • Отношения с ровесниками.

На сегодняшний день потеряна моральная часть общества в принятии стариков. В связи с чем у людей преклонного возраста, возникают трудности в социуме.

Общество на сегодняшний момент обязано создать условия, чтобы пенсионер ощущал себя нужным и любимым членом в семье и обществе.

Создается большое количество специализированных учреждений, направленных на обеспечение достойной старости пожилых людей.

Данные учреждения содержат профессиональный персонал, готовый обеспечивать заботу, уход и помощь людям преклонного возраста.

Старикам очень тяжело дается адаптация и перемена условий места жительства. Достигая определенного возраста, человек прекращает трудовую деятельность и возникает ощущение ненужности.

Обязанность родственников пожилых людей обеспечить полноценную жизнь в комфортных условиях. Такие условия предоставляют дома-интернаты, во-первых, люди общаются со своими ровесниками, во-вторых, находятся под присмотром, в-третьих им обеспечивается интересный досуг и занятость.

Все вышеперечисленные условия оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние стариков.

Как происходит адаптация пожилых в современном мире

Адаптационные процессы, происходящие у стариков, обусловлены появление некоторых признаков.

Главное – это рациональное восприятие современного образа жизни

Социальная адаптация

Социальная адаптация характеризуется принятием возникших жизненных условий человеком, достигшим определенного возраста. Данный вид адаптации занимает довольно-таки непродолжительное время.

Некоторая часть пенсионеров нормально принимают возникшие условия, то есть они знают, как распорядиться освободившимся временем.

В основном такие люди занимаются спортом, общением с ровесниками, кружковой деятельностью, то есть у них не остается времени для депрессии.

Некоторая часть пожилых людей не может смириться со сложившейся ситуацией, и в этих случаях требуется вмешательство специалистов.

Особое внимание и заботу должны проявлять родные и близкие люди, чтобы пенсионеры не чувствовали себя одинокими.

Физиологическая адаптация

Физиологические особенности полностью зависит от физического состояния людей преклонного возраста. В старости люди более подвержены воздействию особенностей окружающей среды (температурный режим, влажность, давление и т. д.).

Для данного вида адаптации необходимо соблюдение следующих факторов:

  1. Наличие современного и профессионального медицинского обслуживания;
  2. Обеспечение необходимых условий проживания;
  3. Достойный образ жизни;
  4. Обеспечение интересного свободного времяпровождения.

Социально-психологическая

Социально-психологическая адаптация связана с привыканием и приспособлением престарелых людей к влиянию .

Для эффективного воздействия процесса психологической адаптации применяются следующие виды методик:

  • Развитие коммуникабельности (психодрама, трансактный анализ, гештальттерапия);
  • Невербальные способы ( , пантомима);
  • Суггестивный метод;
  • Развитие диалоговой базы, проведение массово-групповых мероприятий, беседы на тему возникших проблем, беспокоящих стариков;
  • Обеспечение интересного и разностороннего общения.

Вышеперечисленные методы помогают пожилым людям максимально естественно адаптироваться в современном обществе.

Профессиональная

Адаптация в профессиональной сфере обусловлена приспособленностью и привычкой пожилого человека к занимаемой должности.

Престарелый человек должен оптимально влиться в общество и владеть навыками и способностями в данной сфере деятельности.

Профессиональная адаптация схожа с процессами социальной, но проявляющееся в профессиональных взаимоотношениях.

Главное в данном виде адаптации – понять и принять создавшиеся условия.

Адаптация пожилых людей в частных домах престарелых

Восприятие новости о проживании в домах престарелых у стариков проявляется по-разному.

Некоторые считают такое проживание нормой и таким образом не хотят доставлять проблем своим родственникам, другие выражают недовольство и обвиняют родственников в невоспитанности и жестокости.

Конечно переезд пенсионеров в дома-интернаты сопровождается рядом проблем:

  1. Перемена места жительства;
  2. Смена окружения;
  3. Изменение ;
  4. Временное отсутствие родных людей.

В действительности такой процесс очень сложен для стариков. В таких случаях необходима помощь родственников, на первых этапах рекомендуется как можно чаще навещать и помогать им.

При выборе пансионата родственники должны тщательно изучить предоставляемые услуги учреждением.

Заключение

Для оптимизации адаптационных процессов необходима доброжелательность и забота родственников и обслуживающего персонала в случае пребывания старика в специализированных учреждениях.

Видео: Социальная адаптация пожилых людей в университете

Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей

Процесс социально психологической адаптации в пожилом возрасте зависит как от личностных качеств, так и от социальной ситуации развития и вида ведущей деятельности

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер "культурных эталонов" старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: "Как быть старым?" На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека (25; 103).

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти - шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы "проживания/переживания старости", выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и "выживание" его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность (12; 189).

Стратегия адаптации "по типу замкнутого контура" проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая "пассивное старение", поведение по типу "эгоистической стагнации", потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.

Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.

Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать "вовлеченность в жизнь".

А.Г. Лидерс считает, что особая "внутренняя работа" по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости (14; 131).

Среди ряда факторов, обусловливающих социальный и психологический статус пожилого человека, степень его адаптации важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст.

Физическое неблагополучие - важная причина неудовлетворенности жизнью в старости. Частыми следствиями этого бывают оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интереса к окружающему, изменение отношений с близкими, понижение всех видов самооценки. Однако отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни в старости. Моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья составляют новый уровень самосознания. Терпимость или нетерпимость пожилого человека к ограничению физических сил и возможностей, к физической слабости с болезненными ощущениями отражают отношение к собственному старению.

При стратегии активного совладания с трудностями обнаруживается осознанное отношение к возрастным изменениям, продолжающим выявляться с годами. Эта новая позиция в большей степени зависит от самого человека. К примеру, это может быть ироничный взгляд на себя - старика, шутливое согласие с утратой прежних физических возможностей, с болезненными ощущениями. Л. Сенека в "Нравственных письмах к Луцилию" (письмо XXX) пишет о современном ему историке, последователе Эпикура - А. Бассе: "Он изнемогает в борьбе со старостью, она гнетет его слишком сильно, чтобы ему подняться. но наш Басе бодр духом. Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие. Хороший кормчий плывет и с изодранными парусами, и даже когда снасти сорвет, он приспособит, что осталось, и плывет дальше" (Цит. по: 11; 152).

Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих возрастных изменений, долгожительство, сохранение деятельного образа жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. И при наличии этих признаков, каждого в отдельности и вместе взятых, пожилой человек может считать себя ущербным и полностью не принимать свое старение. Н.Ф. Шахматов в своем анализе старения стремился показать неразрывную связь биологической и психологической сторон старения. Он настаивал на том, что благоприятные формы психического старения характеризуются гармоничным снижением физических и психических функций (при качественной сохранности их функционирования), что сопровождается согласием с самим собой, с естественным ходом событий, и в том числе с неминуемостью завершения собственной жизни. Заслуживает внимания приводимая Шахматовым характеристика мотивационно - потребностной сферы и жизненной позиции пожилых людей, которые считали свое старение удачным, успешным, благоприятным и даже счастливым:

отчетливая ориентировка этих пожилых людей на настоящее. Эти люди не обнаруживают какой-либо проекции на прошедшее, но также нет и устойчивых планов деятельной жизни на будущее. Сегодняшнее старческое существование принимается без каких-либо оговорок и без планов к изменению в лучшую сторону;

тенденция к пересмотру прошлых активных целевых установок, правил и убеждений, впервые появившаяся в позднем возрасте. Подобная мыслительная работа приводит к выработке новой, созерцательной, спокойной и самодостаточной жизненной позиции. Окружающая жизнь, сегодняшнее состояние здоровья, физические недуги, быт воспринимаются терпимо, такими, какие они есть;

появление новых интересов, ранее не свойственных данному человеку. Среди них особо выделяются обращение к природе, наклонность к стихосложению, желание бескорыстно быть полезным окружающим, в первую очередь больным и слабым, иногда впервые появляется любовь к животным;

устойчивая мыслительная работа, отражающая стремление переосмыслить свой прошлый жизненный опыт, прошлую деятельность с позиции старого человека. Прошлые успехи в накоплении знаний, почетные должности и звания теряют прошлую привлекательность и кажутся малозначащими. Прочность и искренность семейных и родственных отношений представляются маловажными. Материальные ценности, приобретенные в течение жизни, также оказываются несущественными. Однако весь строй сегодняшних установок этих пожилых выгодно высвечивает настоящий период их жизни. Примеры положительного отношения к жизни в старости можно увидеть в ряде самоописаний старения известными и выдающимися личностями (Цицерон, И.П. Павлов, К.И. Чуковский и др.).К.И. Чуковский писал в своем дневнике:". никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли добрей и светлей" (11; 163).

По результатам нескольких лонгитюдных исследований, при переходе от средней к поздней взрослости важные аспекты личности сохраняются неизменными. Постоянство относится, например, к таким характеристикам личности, как уровень нейротизма (тревожности, подавленности, импульсивности), соотношение экстраверсии и интроверсии, уровень открытости опыту. По мнению ряда авторов, в старости редко вырабатывается новая жизненная позиция. Скорее, это заострение и модификация имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собою. В эмпирическом исследовании американских психологов были обследованы мужчины, находящиеся на пенсии или частично занятые. Были выделены пять основных типов личностных черт, обуславливающих тот или иной вариант социально-психологической адаптации или дезадаптации (12; 185 - 186). 1. Конструктивный тип - характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим. Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятельности. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока, они строят планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих.

2. Зависимый тип - также социально приемлем и хорошо адаптирован. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю помощь.

3. Защитный тип - характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в поступках и привычках, стремление к "самообеспеченности", неохотное принятие помощи от других людей. Девиз людей с оборонительным отношением к наступающей старости - активность даже "через силу". Расценивается как невротический тип.

4. Агрессивно-обвинительный тип. Люди с таким набором черт стремятся "переложить" на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, взрывчаты и подозрительны. Они не принимают свою старость, отгоняют мысль о выходе на пенсию, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил и смерти, враждебно относятся к молодым людям, ко всему "новому, чужому миру". Их представление о себе и о мире квалифицировались как неадекватные.

5. Самообвинительный тип - обнаруживается пассивность, безропотность в принятии трудностей, склонность к депрессиям и фатализму, безынициативность. Чувство одиночества, покинутости, пессимистическая оценка жизни в целом, когда смерть воспринимается как избавления от несчастливого существования.

И.С. Кон в качестве критерия для выделения социально-психологических типов старости использует направленность деятельности. Позитивные, психологически благополучные типы старости (4; 93):

1) продолжение после выхода на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;

2) устройство собственной жизни - материальное благополучие, хобби, развлечения, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;

3) приложение сил в семье, на благо другим ее членам; чаще это женщины. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;

4) смысл жизни связывается с укреплением здоровья; более характерно, для мужчин. Этот вид организации жизнедеятельность дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.

Отрицательные типы развития:

1) агрессивные ворчуны,

2) разочаровавшиеся в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.

Анализируя специфику эмоциональных переживаний в старости, М.В. Ермолаева приходит к выводу, что феномен оценки качества и смысла жизни на данном возрастном этапе является сложным и недостаточно изученным (4; 99). Возможно, что факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в старости, успешную социально-психологическую адаптацию, отличны от факторов, обусловливающих неудовлетворение ею. Эмоциональное переживание удовлетворенности жизнью в старости связано с оценкой пожилыми людьми смысла своей жизни для других, с наличием жизненной цели и временной перспективы, связывающей их настоящее, прошлое и будущее. Неудовлетворенность жизнью как суммарное переживание связано с оценкой внешних и внутренних условий жизни и складывается из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, нехваткой материальных средств, актуальным отсутствием физической и моральной поддержки, фактической изоляцией. Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, реализация которой зависит от человека.

Таким образом , различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости.

Дальнейшие изменения в период геронтогенеза, успешность социально-психологической адаптации зависят как от социальной ситуации, в которой находится пожилой человек, так и от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Выводы к Главе 1

1. Социально-психическую адаптированность - такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

2. Пожилые люди представляют собой особую группу, которая крайне неоднородна по психологическим характеристикам. Решение возрастных задач развития данной группой людей во многом зависит от уровня их социально-психологической адаптации.

3. Успешность социально-психологической адаптации в пожилом возрасте зависит как от социальной ситуации, в которой находится пожилой человек, так и от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

Актуальность темы исследований связана с все большим распространением проблемы адаптации пожилых людей к изменившимся условиям жизни, в связи с выходом на пенсию.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что адаптация пожилых людей к изменившимся условиям жизни, имеет свои особенности, которые в свою очередь могут снижать общий уровень адаптационных возможностей:

Высокий уровень тревожности;

Чувство одиночества;

Эмоциональный дискомфорт.

Методологической основой исследований послужили работы Э. Эриксона и Б.Г. Ананьева в сфере возрастной психологии и психологии старости, где они сходились во мнении, что кризис пожилого возраста связан с переоценкой ценностей и смысла жизни. А также работы В.Д. Альперович, И.Ф.Шахматова и Л.Н.Анцыферовой в области психологии старости и старения.

Исследования проводились на базе терапевтического отделения городской больницы. В исследовании принимали участие 50 пожилых людей, пациенты отделения (без серьезных заболеваний) и их близкие, в возрасте от 55 до 75 лет. Выборка состоит из неработающих пенсионеров, женщин от 55 лет и мужчин от 60 лет, из них 21 человек состоит в браке и 29 проживают в одиночестве. Всем испытуемым было предложено в домашних условиях, в наиболее удобное время (желательно в первой половине дня), заполнить регистрационные бланки, предложенные в формате А4 и скрепленные между собой в виде блокнота.

Для исследования особенностей адаптации пожилых людей к новым условиям жизни использовались следующие методики:

  1. Многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина
  2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
  3. Шкала самооценки Спилбергера-Ханина
  4. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона
  5. Математико-статистические методы – Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

По результатам диагностики уровня субъективного одиночества у пожилых людей – большинство обследуемых пожилых людей – 44% от всей выборки, имеют средний уровень одиночества, 36% - высокий уровень и только 20 % низкий уровень.

Таким образом, чуть более трети испытуемых страдают от одиночества, ощущая себя покинутыми и ненужными. Причем, мужчины субъективно более одиноки, чем женщины, что возможно объясняется различной организацией свободного времени пенсионеров. Пожилые женщины заняты домашними хлопотами, организацией быта, разного рода социальной деятельностью, а мужчины подчас коротают время в одиночестве и бездействии (чтение газет, просмотр телепередач), либо занимаются делами, связанными с уединением. Особенно страдают одинокие мужчины, средний балл субъективного одиночества этой категории испытуемых составляет 41,5, что соответствует высокому уровню этого ощущения. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены ощущению одиночества, чем одиноко проживающие пожилые люди, что тоже вполне может быть объяснимо наличием (отсутствием) постоянного контакта с супругом.

Результаты шкалы самооценки Спилбергера-Ханина демонстрируют уровни личностной и ситуативной тревожности . У большинства обследуемых пожилых людей благоприятные показатели по личностной тревожности. Высокой личностной тревожностью обладают 16% выборки, и имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие (например: ситуации оценки компетенции человека), реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Причем большинство испытуемых этой категории – женщины. Умеренную личностную тревожность показали 58% обследуемых пожилых людей, и низкую – 22%, а средний балл во всей выборке 36,6, что соответствует среднему уровню.

По результатам диагностики ситуативной тревожности чуть более половины выборки (чаще женщины) имеют высокую ситуативную тревожность, и могут часто испытывать беспокойство, нервозность, напряжение. Высокий уровень зарегистрирован у 56% испытуемых (38% - женщины и 24% мужчины), умеренный у 38% и низкий у 6%. По результатам исследований повышенной тревожностью в основном страдают одинокие пожилые люди, особенно женщины. Мужчины менее подвержены тревожности, особенно благополучны в этом отношении женатые мужчины.

Результаты шкалы «Эмоциональный комфорт» методики диагностики социально-психологической адаптации показывают преобладание низкого уровня эмоционального комфорта – 66% выборки находятся в зоне значений эмоционального дискомфорта . Больше всего в этой зоне одиноких пожилых людей (44%), причем семейных пожилых людей с такими показателями в два раза меньше (22%). Сильнее всех эмоциональным дискомфортом страдают одинокие пожилые мужчины.

Проведенные исследования адаптационных возможностей (личностного адаптивного потенциала ) среди пожилых людей показали, что большинство испытуемых имеют пониженный и низкий личностный адаптивный потенциал. Среди пожилых людей с неудовлетворительными показателями лидируют одинокие мужчины, а с хорошими показателями – женатые мужчины, что может объясняться наличием (отсутствием) супружеской поддержки и заботы.

Результаты диагностики социально-психологической адаптации демонстрируют преобладание низкого уровня социально-психологической адаптации. Больше 50% выборки находятся в зоне низких значений, около трети выборки – средних значений и чуть более 10% имеют высокий уровень адаптации. И снова самые низкие значения у одиноких пожилых людей, а у семейных – самые высокие. Одинокие женщины, имеющие низкую социально-психологическую адаптацию, составляют 20%, а одинокие мужчины – 18%. Самыми дезадаптивными снова оказались одинокие мужчины.

Сравнивая показатели результатов диагностики личностного адаптивного потенциала с результатами диагностики социально-психологической адаптации, можно сказать, что они похожи. В обоих случаях самыми низко адаптированными оказались объективно одинокие пожилые люди, то есть, люди, проживающие в одиночестве. И по показателям особенностей адаптации семейные пожилые люди тоже демонстрируют более благоприятные результаты.

Так же нам интересна связь адаптационных показателей с ощущением субъективного одиночества, тревожностью и эмоциональным дискомфортом. Среди пожилых людей с низким личностным адаптивным потенциалом больше всего испытуемых с высоким уровнем субъективного одиночества (26%), высокой ситуативной тревожностью (36%) и низким уровнем эмоционального комфорта, то есть эмоциональным дискомфортом (44%). И среди испытуемых с низкой социально-психологической адаптацией похожая ситуация. Таким образом, если смещаться по результатам диагностики адаптационных возможностей и социально-психологической адаптации в сторону нормальных и хороших показателей, то заметно, что количество испытуемых с высокими показателями тревожности, одиночества и эмоционального дискомфорта уменьшается.

Для определения взаимосвязи между показателями методик: «Шкала одиночества» Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона, «Шкала самооценки» Спилбергера-Ханина, Многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена . Коэффициент корреляции Спирмена между:

  • ЛАП и одиночеством К=-0,479
  • ЛАП и тревожностью(ситуативной) К=-0,702
  • ЛАП и эмоциональным дискомфортом К=-0,641
  • СПА и одиночеством К=-0,417
  • СПА и тревожностью(ситуативной) К=-0,563
  • СПА и эмоциональным дискомфортом К=-0,644

Другими словами результаты корреляционного анализа демонстрируют среднюю, но близкую к обратной связь, между перечисленными выше параметрами.

Подводя итог можно сказать, что ухудшение результатов по параметрам «субъективное одиночество», «ситуативная тревожность» и «эмоциональный дискомфорт» ведет к улучшению результатов по параметрам «личностный адаптивный потенциал» и «социально-психологическая адаптация». То есть, высокие показатели субъективного одиночества, тревожности и эмоционального дискомфорта негативно влияют на уровень адаптационных возможностей пенсионеров.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  2. Александрова, М.Д. Старение: социально-психологический аспект/М.Д. Александрова/Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 177-182.
  3. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ/ В.Д. Альперович. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. - 104 с.
  4. Альперович В.Д. Социальная геронтология: пожилым и молодым о

старости и старении/ В.Д. Альперович. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. - 557 с.

  1. Амосов Н.М, Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье [Электронный ресурс]/ И.М. Амосов.- М.: Из-во АСТ, 2005 URL: www.bodysekret.ru/.../amosov.html (дата обращения 10.11.2012г)

Понятие адаптации. Цели социальной адаптации людей пожилого возраста

Под адаптацией принято понимать динамическое состояние системы, определенный процесс приспособления к условиям внешней окружающей среды, соотношение со свойствами живого организма, которые обеспечивают устойчивость этого организма в условиях меняющейся окружающей среды.

Целями социальной адаптации лиц пожилого возраста, а также инвалидов являются:

  • Сохранение и максимальное продление социальной активности данной группы лиц;
  • Развитие личного потенциала;
  • Создание условий для возможности приятно и выгодно проводить свободное время;
  • Способствовать пробуждению новых интересов;
  • Обеспечить облегчение установления новых дружеских контактов;
  • Организация разнообразных культурно-просветительских мероприятий с целью удовлетворения потребностей в сфере развлечений;
  • Удовлетворение потребностей в сфере коммуникаций;
  • Обеспечение условий для активизации личной активности инвалидов и пожилых людей;
  • Проведение мероприятий, направленных на поддержку и повышение их жизненного тонуса.

Основным в определении понятия социальная адаптация безусловно является непосредственно суть самого адаптационного процесса, то есть речь идет о проблеме выживания человека которая может достигаться через гармоничное приспособление к тем изменившимся условиям среды, которые окружают субъект в данное время.

Определение 1

Социальная адаптация - это активное освоение личностью или группой людей новой, неизвестной для неё социальной среды.

Понятие социальной адаптации является комплексным феноменом, который заключает в себе как психологический аспект, так и социальные.

Адаптация пожилых людей, находящихся в домах-интернетах

Различают некоторые стадии адаптации:

  • Первоначальное. Подразумевается знакомства и узнавание требований окружающей среды или группы;
  • Терпимость. Стадия подразумевает состояние человека, когда он не хочет, но понимает, что надо;
  • Аккомодация. Подразумевает принятие правил поведения в данной социальной среде или группе;
  • Ассимиляция. Заключительная стадия адаптации, подразумевающая полное принятие правил, которые требуются в новой среде либо группе.

Под социальные адаптации также понимают цель на психологический процесс, приводящий, при благоприятном течении, личность в состоянии полной социальной адаптивности.

Для достижения такого результата необходимо привести поведение в состояние адаптивного, характерными чертами которого являются успешное принятие решений, проявление инициативы, а также ясное определение своего собственного будущего. Или необходимо активно приспособить человека к условиям социальной среды что является особенно актуальной проблемой социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов.

Особое значение имеет социальная адаптация граждан, которые по возрасту находятся в домах-интернатах.

Социальная адаптация заключается в некотором количестве обстоятельств, а именно: в ограниченной способности особых групп граждан к передвижению, в некоторых случаях - тяжелом состоянии здоровья, а также пожилом возрасте.

К изменениям психики у граждан преклонного возраста относятся нарушение памяти на те события, которые произошли недавно с учётом сохранности воспроизведение давних событий, а также в расстройствах внимания, то есть отсутствие концентрации внимания, отвлекаемость,а также нарушения проявляются в замедлении темпа мыслительных процессов, значительном нарушении эмоциональной сферы, снижение способности проводить хронологию событий и ориентироваться в пространстве, с точки зрения моторики также наблюдается нарушение темпа, плавности, координации.

Социальная адаптация подразумевает такие способы, как: приспособление, регулирование, гармонизация, а также взаимодействие индивида со средой.

Проходя социальную адаптацию, человек выступает в качестве активного субъекта, который приспосабливается к среде в соответствии со своими нуждами и потребностями стремлениями и интересами и, при этом активно сама определяется.

Одно из главных мест в деятельности специалистов занимает социально-психологическая адаптация людей престарелого возраста, которые проживают в стационарных учреждениях выявлено что самыми трудными для пожилого человека является первые шесть месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаками неудовлетворительного прохождения периода адаптации является ухудшение настроения, чувства безысходности, безразличия и тоска. Эмоциональная неустойчивость относятся такие признаки как раздражительность, вспыльчивость, слёзы и так далее.

Типы социальной адаптации

Разделяют несколько типов адаптации:

  • Конструктивный тип. Подразумевает оптимально приспособленных людей, которые могут адаптироваться в любых условиях. Доминирующими здесь являются потребности и четкая жизненная позиция.
  • Защитный тип. Характеризуется тем что на первом плане выступают потребности в защите самого себя. В целом это адекватно приспосабливающийся субъекты, которые приспосабливаются за счёт самого себя и может себя защитить самостоятельно.
  • Активно агрессивный тип. Характеризуется агрессивностью и неадекватности восприятия действительности. В трудностях, которые происходят обвиняют внешним обстоятельствам по принципу виноват не я.
  • Пассивный тип адаптации. Проявляется жалостью к самому себе, состояниями депрессии, общая безынициативность.

Спустя период карантинного наблюдения, работа по социальной реабилитации продолжают с учетом личностных и возрастных особенностей, а также по состоянию здоровья наблюдаемого именно на этом этапе большую роль занимает социально-педагогическое воспитание. усилиями психолога и в целом всего обслуживающего персонала происходит поддержание благоприятного психологического климата среди проживающих.

Рассмотрим основные критерии эффективности социальной работы.

Критерии результативности . Особенностью является наличие высокой заинтересованности самих пожилых людей с ограниченными возможностями в активной жизнедеятельности, социально адаптивной работе.

Критерии оптимальности. Проявляется в максимальной эффективности при наименьших физических затратах со стороны клиента.

Критерии мотивации. Проявляется в создании условий для повышения активности клиентов.

Критерии управляемости . Проявляется в предрасположенности клиентов к различным видам социальной адаптивной работы.

Критерии системности . Проявляется в системном использовании каждого из направлений социальной адаптивной работы.

Текст статьи

Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75369. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75369.htm. –ISSN2304120X. 1

ART75369УДК159.9.07

Денисова Елена Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретическойи прикладной психологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти[email protected]

Фатхуллина Евгения Васильевна,специалист по методической работе кафедры теоретическойи прикладной психологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти[email protected]

Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей

Аннотация.Данная статья посвящена проблеме социальнопсихологической адаптации пожилых людей. Адаптация в работе рассматривается как способность личности выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять свои главные социогенные потребности, переживать состояния самоутверждения и свободного самовыражения творческих способностей. Изучаются особенности адаптации и дезадаптации пожилых людей, связь адаптации с ведущими сферами жизни в данном возрасте. Ключевые слова:социальнопсихологическая адаптация, личность, геронтология, пожилой возраст, дезадаптация.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Продолжительность жизни человека стала одним из достижений текущего столетия. Но вместе с тем актуальным стал вопрос о качестве долголетия. В соответствии со статистикой ООН, к 2025 году число людей старше 60 лет вырастет почти в 2 раза и превысит 1 млрд. Специалисты в различных областях говорят о том, что в скором будущем будет наблюдаться преобладание лиц ввозрасте 70 лет и старше. Складывающаяся ситуация и прогнозы специалистов, касающиеся демографической ситуации,представляют перед современным обществом ряд медицинских, психологических и социальных проблем. Удовлетворение различных потребностей людей пожилого возраста будет определяться не только уровнем медицины в целом и геронтологии, социальной зрелостью общества. Современные исследования, раскрывающие геронтологические, психологические, социальные особенности людей пожилого возраста (В. Климов, Н. Дементьева, Ф. Углов), говорят о том, что существует большой интерес к этой проблеме, которая является малоизученной. Бытующее общественное мнение о старости усиливает реальные физиологические и психологические проблемы стареющего человека. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что этот период жизни человека характеризуется не угасанием и угасающими явлениями, а качественно отличной психикой, в связи с тем, что развитие человека является цепью качественных изменений. То, что каждый человек стареет индивидуально говорит о том, что печаль и горе –не однозначная характеристика старости, а угасание –не единственный путь изменения. Данному возрасту присуще свое предназначение, которое играет важную роль в жизненном цикле человека: старость определяет общую парадигму развития личности, обеспечивая связь времен и поколений. Именно старость помогает понять и объяснить жизнь как Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75369. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75369.htm. –ISSN2304120X. 2

целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и исследующими поколениями. Этот возраст помогает решить задачи, и получить необходимые решения, но они не могли бы реализоваться, если возраст характеризовался только недостатками и ущербностью по сравнению со зрелостью. Однако все же пожилой и старческий возраст в психологии и социальных науках называют «возрастом социальных потерь». И это имеет под собой определенные основания: старость как определенный этап жизни характеризуется возрастными изменениями в организме каждого человека, изменениями его функциональных возможностей, потребностей, роли в семье и обществе, а это протекает достаточно болезненно как для самого человека, так и для его окружения. В жизнь пожилых людей со старостьюприходит одиночество, и такое явление надо рассматривать как очевидно негативное. Часто считают, что одинокие людиэто замкнутые, непривлекательные, не общительные люди. Старость представляет собой жизнь в изоляции, что неблагоприятно сказывается на продолжительности жизни и представляет собой одиночество. Пожилой человек попадает в сложную и непривычную для него ситуацию –ситуацию неопределенности. Преодоление явления неопределенности является главной жизненной задачей человека пожилого возраста. Для решения такой задачи субъекту необходимо резко ограничить число степеней свободы, непомерное возрастание которых и характеризует трудновыносимое состояние неопределенности. Ее устранение требует от личности мобилизации, совершенствования, дальнейшего развития субъектных способностей: выбрать в соответствии со своими возможностями и желаниями–новые роли и принять ответственность за их исполнение, поддерживать и расширять сеть межличностных отношений, не бояться экспериментирования и риска при выработке нового образца жизни, переопределить структуру значимостей изменившегося жизненного мира.Таким образом, весьма актуальной становится проблема социальнопсихологической адаптации пожилых людей, чему и посвящено данное исследование.Теоретические аспекты данной проблемы широко рассматриваются в зарубежной психологии. Так, в работах авторов зарубежной психологии большое распространение получило необихевиористское определение адаптации (Г. Айзенк и др.). В рамках данного подхода адаптацию определяют как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды–с другой, полностью удовлетворены, т.е.в определенном смысле достигается «состояние гармонии между индивидом и природной(социальной) средой». Другая концепция адаптации, опираясь на интеракционистскую теорию (Л.Филипс) рассматривает обусловленность адаптации внутрипсихическими и средовыми факторами. Кроме того, представители данной концепции проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Опираясьна вышесказанное, можно отметить, что адаптация представляет собой процесс, в котором человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.В работах отечественных исследователей мы можем зачастую встретить другое понимание социальной адаптации, как результата процесса изменений социальных, социальнопсихологических, моральнопсихологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.Так, Ф. Б. Березин отмечает, что человеческое сообщество представляет собой адаптивноадаптирующую систему. В исследованиях А. Налчаджян социальнопсихическая адаптация личности рассматривается на основе идеи онтогенетической социализации. Социальнопсихическая адаптированность вотечественной психологии Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75369. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75369.htm. –ISSN2304120X. 3

рассматривается как состояние отношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов эффективно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои главные социогенные потребности, переживает состояния самореализации и свободного самовыражения творческих способностей. Адаптация может осуществляться с помощью конструктивных (целеполагания, познавательных процессов) и защитных механизмов(отрицания, подавления, регрессии, юмора и др.).

Вместе с разными видами адаптации имеет место быть такое явление как дезадаптация. Дезадаптация как правило приводит к нарушению взаимодействия со средой, может сопровождаться различного рода конфликтами. Основными критериями дезадаптации в отечественной психологии являются нарушения в профессиональной деятельности и общении, а также реакции, которые выходят за пределы ожидаемых реакций на стресс, такие как агрессия, депрессия, повышенная тревожность и др.Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей, во многом зависят от типологических особенностей и от степенисоциальной адаптированности (дезадаптированности) индивида. Причем степень адаптированности индивида может определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды (однородностью группы, значимостью и компетентностью ее членов, их социальным положением, единообразием предъявляемых требований), а с другой–его собственными свойствами и качествами (компетентностью человека, его самооценкой, степенью идентификации себя с группой, приверженностью ей, а также полом, возрастом и др.). Большинство современных авторов указывают на то, что адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения человека. Именно эти критерии характеризуют качество жизни пожилого человека. В науке известны факторы как психического, так и физического старения человека, один из них–отрицательное или негативное отношение к себе. Каждый человек должен решает сам: жить полной жизнью, участвовать в общественной жизни или жить индивидуальной, обособленной жизнью. Это решение влечет за собой определение двухпутей адаптации –сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида. По мнению Э.Эриксона, в старости как этапе развития, есть два пути–прогресс или регресс личности. Таким образом, человек определяет своим выбором смысл оставшейся жизни. В связи с таким выбором и стратегией адаптации в старости ведущая деятельность может быть направлена или на сохранение личности человека, или на индивидуализацию и «выживание» его на фоне постепенного угасания физических, физиологических и других функций.

Эти пути старения подвержены законам адаптации, но подразумеваютразное качество жизни и ее продолжительность. В научных литературных источниках более подробно представлен второй индивидуалистический вариант старения, картина которого представлена тем, что имеющиеся изменения, представленные в данном возрасте, проявляются в том, что организм подвергается перестройке, но при этом сохраняет приспособительные функции на фоне их общего снижения. Такой вариант адаптации представляет собой постепенное изменение основных жизненных функций и в общем структуры регуляции функций для сохранения человека, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Такой вариант адаптации дает перестройку «открытой» системы личности в систему «замкнутую». В научной литературе говорится о том, что относительная замкнутость в психологическом плане старости представлена Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75369. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75369.htm. –ISSN2304120X. 4

общим снижением интересов к внешнему миру, направленности на себя, снижении контроля над эмоциями и чувствами, обострении различных личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Зачастую все личностные изменения объясняются замкнутостью интересов пожилого человека на самом себе.Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на то, что пожилой человек, который неспособен чтото делать для других людей, культивирует у себя чувство неполноценности, которое усиливается раздражительностью и желанием спрятаться, возникает неосознанное чувство зависти и вины, и в дальнейшем это выливается в равнодушие к окружающим и плохую адаптацию к новому возрастному этапу .Таким образом, если пожилой человек выбирает стратегию «замкнутого круга», то такой возраст впоследствии трудно считать возрастом развития.Наиболее благоприятен другой вариант адаптации, когда пожилой человек пытается сохранить себя как личность и это, скорее всего, связано с развитием его общественных связей. В данном случае ведущей деятельностью в пожилом возрасте можно рассматривать переработку и передачу опыта. Распространение своего жизненного опыта, продуктов своей жизненной мудрости поддерживает пожилого человека, делая его полезнымдля общества и таким образом, осуществляется поддержание его связей с обществом, а также чувства социальной сопричастности. Область такой значимой деятельности в пожилом возрасте самая широкая: это или продолжение деятельности профессионального характера,или написание воспоминаний, или помощь в воспитании внуков и учеников, или дела, которыми всегда хотелось заняться. Основным моментом является творчество, с помощью которого повышается и качество жизни, и ее продолжительность. По мнению Д. Бромлей,«отступление» от жизни в период старости состоит из трех этапов: отход от дел, дряхлость, болезненная старость и смерть. И далее, пожилой возраст можно описать как отсутствие занятости в современном обществе, отсутствие различных ролей, кроме семейных, повышение социальной изоляции, медленное сокращение близких людей, в основном из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.Отечественный психолог Н.Ф. Шахматов в своем исследовании также подчеркивает, что «признание себя старым–важнейший психический фактор старения». Соглашаясь с этим утверждением, С.Г. Максимова говорит о том, что ориентировка личности на свой реальный, физиологический возраст мешает пожилому человеку начать заниматься тем, что он раньше не делал (например, начать танцевать, рисовать ит.д.). В таких ситуациях пожилые люди становятся нерешительными и тревожными. В эмпирическом исследовании, проведенном совместно с магистрантом А.Борисовым были изучены особенности адаптации пожилых людей. С этой целью использовался рядметодик, в том числе методика «Диагностика социальнопсихологической адаптации» РоджерсаДаймонда. Полученные результаты описаны ниже.Так, показатель «адаптация» практически у всех пожилых людей оказался в норме, и только у незначительного количества пенсионеров социальнопсихологическая адаптивность выше нормы. Показатель «принятие других» у 80% испытуемых соответствует норме, в то время как у остальных 20% показатель выше среднего значения, что говорит о наличии компенсаторных возможностей по отношениюк себе и к требованиям действительности. Показатель «эмоциональный комфорт» у 84% испытуемых выше нормы, что говорит об оптимистичном настрое и уравновешенности. 16% испытуемых демонстрируют высокие показатели по шкале «дискомфорт».Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75369. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75369.htm. –ISSN2304120X. 5

16% респондентов опираются только на собственные силы, считая, что многое зависит от них самих. Однако большинство респондентов–84% нуждаются в особой внешней поддержке и заботе. «Доминантное поведение» свойственно 80% пожилых людей, у них этот показатель выше нормы. Показатель «ведомость» свойственен 10% испытуемым, они зависимы от мнения других. Показатель «эскапизм» выше нормы у 16% респондентов, эти люди склонны «уходить» от проблем, не решая их. У остальных испытуемых показатель в норме.Таким образом, результаты диагностического исследования показали, что большинство испытуемых пожилого возраста проходят психологическую адаптацию адекватно, они осознают свои особенности и свои состояния. У большинства из них сформированы социальные качества общения, их поведение адекватноситуации. Но вместе с тем примерно 15% респондентов испытывают трудности адаптации, используют неконструктивные способы решения ситуаций, испытывают сложности принятия себя и других, зависят от чужого мнения и нуждаются в особой поддержке.В результате дальнейшего исследования было установлено, что существует взаимосвязь между различными аспектами социальнопсихологической адаптации и ведущими жизненными сферами у пожилых людей. Так выявлена корреляционная связь между образованием (0,44), увлечениями(0,41), физической активностью(0,45) и адаптивностью пожилых людей. Значимость сферы «профессия» коррелирует со шкалой «внешний контроль»(0,41). Таким образом, наиболее важными жизненными сферами для успешной адаптации пожилых людей стали профессиональная деятельность, образование, увлечения и физическая активность. Несмотря на выход на пенсию, многие пожилые люди считают важным профессиональную занятость, и продолжают заниматься трудовой деятельностью. Успешной адаптации в этом возрасте способствует стремление получать новые знания, расширять свой кругозор, читать новые книги, поиск нового увлечения, любимое хобби, а также желание поддерживать себя в хорошей физической форме, сохранять и улучшать свое здоровье.

1.АнцыфероваЛ.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. –1996.–№6.–С. 32–38.2.Выготский Л.С. Соб. соч.:в 6 т. –М.: Педагогика, 1984. –Т. 1.3.Полищук Ю.И. Старение личности //Социальная и клиническая психиатрия.–1994.–Т.4.–Вып.3.–С.108–115.4.ТолстыхА. Возрасты жизни.–М.: Просвещение,1988.–223с.5.ФранклВ. Человек в поисках смысла. –М.: Академия, 1990. –400 с.6.ЭриксонЭ. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Архетип. –1995. –№1.7.Шагидаева А. Б. О старости как последнем этапе онтогенеза // Молодой ученый. –2014. –№4. –С. 725–729.

Elena Denisova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Chair of the Department of Theoretical and applied psychology, Togliatti State University, Togliatti

[email protected] Fathullina, Specialist in methodical workof the Department of theoretical and applied psychology, Togliatti State University, [email protected] of social and psychological adaptation of elderly peopleAbstract. This article is devoted to a problem of social and psychological adaptation of elderly people. Adaptation in work is considered as ability of the personality to carry out the leading activity, to satisfy the main sotsiogenny requirements, to endure conditions of selfaffirmation and free selfexpression of creative abilities. Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.Особенности социальнопсихологической адаптации пожилых людей // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75369. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75369.htm. –ISSN2304120X. 6

Features of adaptation and disadaptation of elderly people, communication of adaptation with the leading spheres of life at this age are studied. Keywords:social and psychological adaptation, personality, gerontology, advanced age, disadaptation.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived09.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication18.11.15ОпубликованаPublished01.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В.,2015www.ekoncept.ru

Просмотров