Чему можно поучиться у младшего поколения. Чему, на ваш взгляд, стоит поучиться у старшего поколения? Они не строят планов на годы вперед

Заслуженный отдых (конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

Возрастные особенности (болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности);

Особые нужды (пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении).

Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

Заключение.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

Старики бывают разные: вздорные и спокойные, капризные и непривередливые, ворчуны и милейшие люди. Но есть особая категория пожилых людей, которых и стариками-то назвать язык не поворачивается. У них ясные, как у детей глаза (хоть и немного выцветшие, конечно), лучики-морщинки по всему лицу и такая любовь к жизни, что нам остаётся только удивляться. Наверняка среди ваших знакомых есть такие люди. Может быть, это даже ваши бабушки и дедушки?

Так чего же такого эти старики знают о жизни, чего не знаем мы? Что они могут посоветовать нам, чтобы наше настроение всегда было хорошим?

Такие важные мелочи

Первый совет стариков совсем прост: нужно уметь и хотеть (!) радоваться мелочам .

«Ну-у, это старо», - может сказать кто-то. Да, конечно, старо. Но вы присмотритесь повнимательнее: в чём заключаются эти мелочи для нас с вами, а в чём для наших бабушек и дедушек? Одна из моих бабушек была из тех, кто палку в землю воткнёт, а та прирастёт, зазеленеет, да ещё урожай даст. Как-то раз я застала её в парнике. Лицо её было восторженно-удивлённым.

- Посмотри , - обернулась она ко мне, - на этом кусту шестьдесят четыре помидора.

- Ничего себе, - протянула я, про себя поразившись не невиданному урожаю, а тому, что не лень бабушке было считать.

- А теперь посмотри, - она разломила один из помидоров и показала мне семена, - вот из такой крошечки на свет родилось шестьдесят четыре помидора! - в голосе её звучало восхищение. - Ну не чудо ли?

Я посмотрела на неё, на куст, потом на семена. И вдруг тоже отчётливо ощутила, что у меня на глазах произошло чудо, то самое обыкновенное чудо, которое почти никто из нас не замечает. И чудом не считает. А зря.

Никогда не поздно

Не бойтесь браться за то, до чего у вас ещё не дошли руки, даже если вам послезавтра сто лет , - словно бы говорят нам старики своими поступками.

Мой дедушка ушёл на фронт со школьной скамьи. Родился он на Алтае, обучение в школе оставляло желать лучшего и после войны, решив поступить в техникум, горе-абитуриент в заявлении умудрился сделать 11 ошибок и ни в какой техникум, конечно, не пошёл. Так и оставался всю жизнь гениальным самоучкой, которым дорожили на оборонном заводе.

Но зато, когда ему было уже за восемьдесят он на даче, сидя на крыльце, читал «Анну Каренину». Увидев мои полезшие на лоб глаза, дедушка сказал:

- Что ж мне, диким помирать? Как же я на тот свет без «Анны Карениной»?

«Анну Каренину» сменили толстенные тома «Войны и мира», потом дошли руки до «Преступления и наказания», после… В общем, дедушка по собственному желанию с огромным удовольствием прочёл всё то, что читают студенты-филологи (частенько безо всякого удовольствия и исключительно по необходимости).

Ещё одна моя знакомая впервые встала на лыжи, выйдя на пенсию. У неё тяжело болел муж, и она во что бы то ни стало хотела спасти его. Сначала он сопротивлялся и отказывался позориться «на старости лет». Но кто ж устоит против любящей женщины, даже если она уже немолода? Вот и он не устоял. Взгромоздился на лыжи и поехал. Поначалу ругался, конечно. Но ничего, привык. Так и убежал от болезни на лыжах.

С открытым забралом

- У меня были старшие брат и сестра. - Рассказывает восьмидесятилетняя Галина Николаевна. - Оба они умерли совсем молодыми. И родители мои тоже. И я сделала из этого выводы.

- Какие?

- Никогда не прятать голову в песок и не надеяться, что рассосётся. Беду нужно встречать с открытым забралом. Заболел - лечись. Нужна операция - делай. Ты не имеешь права сдавать свою жизнь или жизнь любимых людей без боя. Она, жизнь, тебе не для этого дана .

Я смотрю в её решительное лицо. В голубых глазах прячется смешинка. Я знаю, что отменное здоровье никогда не было её сильной стороной. Несколько сложных операций, долгая лекарственная терапия. Год назад она решилась и снова легла под нож. Не красоты ради, а для того, чтобы жить. Огромный шов от ключиц убегает вниз. Хирурги починили забарахлившее сердце. И в этом году Галина Николаевна по-прежнему ходит на реку купаться с весны и чуть ли не до первых заморозков, собирает грибы и содержит в идеальном порядке их дачный участок. Когда она идёт по улице в яркой кофточке, кокетливой панамке и с абсолютно прямой спиной, никто не назовёт её старухой.

Никаких оправданий

Как-то раз к другой моей бабушке пришла подруга. Долго жаловалась на жизнь, чуть ли не плакала и, в конце концов, попросила накапать сердечных капель.

- Вот ещё, - хмыкнула бабушка, которая к тому времени была инвалидом второй группы из-за перенесённого обширного инфаркта («вот такой рубец», - это про неё).

- Ты что, моей смерти хочешь? - возмутилась подруга и на глазах ожила.

- Это ты своей смерти хочешь. Ты что это разнылась?

- Я же тебе битый час жалуюсь… - оторопела та.

- А ты не жалуйся. У каждого, абсолютно у каждого есть причины для того, чтобы ныть.

- Да ладно, у каждого?

- Абсолютно , - твёрдо повторила бабушка. - Только кто-то позволяет себе распуститься, а кто-то не сдаётся. И тому, кто сдался, нет никаких оправданий . Хочешь жить - живи! А не хочешь… - тут бабушка пожала плечами. - Личное дело каждого. Я сегодня за билетами в театр хочу поехать. Ты как? Со мной? Или…

- С тобой! С тобой! - вскочила подруга.

Они быстро собрались и ушли. А я долго смотрела в окно, как они спешили через двор. «Хочешь быть счастливым - будь им», - ещё в 1854 году написал Козьма Прутков. С тех пор ничего не изменилось. И наши бабушки и дедушки знают об этом лучше других. Может быть, и нам пора взять с них пример?

По мере взросления и дальнейшего развития, человек приобретает опыт, но теряет в стремлении познавать мир и умению радоваться тому, что его окружает.

В этом смысле, отцы и дети были бы полезны друг другу - отцы передали бы свой, бесценный по-своему, опыт и у берегли бы от ошибок детей, а они, в свою очередь, привнесли бы искру искренности и жизнерадостности, гибкость мышления и стремление к новым ощущениям.

Собственно говоря, именно так и происходит в семьях, где люди не закостенели коркой гордыни, препятствующей слышать другого человека, ощущать его нужды, эмоционально соединяться, обеспечивая прочную связь, связующую разные поколения.

Несмотря на то, что представители разных поколений очень отличаются друг от друга и по-разному смотрят на мир, это вовсе не означает, что они могут только конфликтовать между собой.

При взаимном уважении друг к другу отцы и дети вместе могут горы свернуть.

Молодежь может поучиться у старшего поколения терпению, трудолюбию, перенять опыт и знания, которые бесценны, чтобы не наступать на грабли, которыми уже получили по лбу родители.

Отцам тоже есть чему поучиться у детей. Молодое поколение всегда в курсе последних новинок, веяний, тенденций. Во многих новшествах есть рациональное зерно, которое очень помогает в жизни. Дети могут «просветить» родителей в новейших достижениях науки и техники и так далее.

Да, могут. Ведь отцы и дети - это по своей сути разные поколения людей, а у каждого поколения есть свои особенности, знания и опыт. Например, отцы за те годы, которые они прожили успели многое узнать о том, что такое жизнь и каковы ее механизмы, а дети в свою очередь, хоть и не имеют в этом вопросе таких глубоких познаний лучше понимают современные технологии. Так почему бы и отцам и детям не обменяться своими знаниями и опытом.

Дети могут научить отцов радоваться жизни, улыбаться без причины, смотреть на мир открытыми глазами и ждать чуда. Жизнерадостность и оптимизм, отсутствие мешающих стать успешными комплексов, умение легко ориентироваться в любых вопросах, связанных с новыми технологиями - дети действительно могут научить многим вещам, которых не было в молодости их отцов, а ещё они учат старших быть лояльнее, демократичнее, прислушиваться к интересным идеям молодых и верить в лучшее.

Отцы могут научить детей анализировать и продумывать всё наперёд, на несколько ходов; подводить итоги, не забывать оглядываться в прошлое. И тому, что нужно оставаться всегда молодыми.

Даже очень могут научить как дети отцов, так и отцы детей. Дети научат взрослых быть искренними, добрыми, нежными. А мудрые отцы научат детей уважению к старшим, труду, терпению. Родители должны тянуться за детьми, а дети за родителями.

Разумеется, отцы и дети могут учиться друг у друга, даже более того - им стоит это делать

Несмотря на то, что каждый «деть» желает всё сделать по своему, не взирая на советы, ему стоит время от времени прислушиваться к мнению «отца». На стороне «отцов» опыт, знание жизни, умения.

Тогда как на стороне «детей» восприимчивость к новому. Мир меняется, появляются новые течения, изменяется мода, становятся популярны изобретения, которые незнакомы «отцам». Молодежь легко усваивается это и может научить этому «отцов», которые вместо того чтобы неодобрять и ворчать, могут идти в ногу со временем.

Могут, если найдут точки соприкосновения и способность к взаимопониманию.

Сын научится у отца многому - жизненный опыт своё возьмёт.

Отец научится у сына понимать нынешнюю молодёжь и более лояльно относиться к заморочкам это молодого поколения.

Поколение Z - это люди, родившиеся в начале 2000-х. Сейчас им примерно по 18 лет и меньше, они не выпускают гаджеты из рук и совсем не похожи на представителей . Узнаем, чем же они отличаются от нас с вами и чему хорошему у них можно поучиться.

Предпочитают все делать сами

Они с интересом берутся за то, что находится вне их компетенции. Пока другие ищут, на кого бы скинуть дела, представители поколения Z изучают информацию, которая поможет им ликвидировать пробелы в знаниях. Как они это делают - об этом пункт ниже.

Учатся на Youtube

Пока представители более старших поколений записываются на курсы, чтобы приобрести новый навык, молодые люди открывают Youtube. Если им что-то остается непонятным, они записываются на индивидуальную консультацию.

Поколение Z не видит смысла усваивать информацию, которая не нужна. Они нацелены на получение только нужных знаний, чтобы решить ту или иную задачу. И ни на байт больше.

Живут в интернете

У них есть блоги, каналы, они делятся своей жизнью в интернете и получают от этого удовольствие. Люди, выросшие в эпоху интернета, не парятся о минусах виртуальной жизни. И вызовы «проживи один день без интернета» считают глупостью, поэтому такого шага вы от них не дождетесь!

Быстро переключаются с задачи на задачу

Отправить смс, написать важное письмо, посмотреть ролик на Youtube, промониторить страничку звезды - и все это в пять минут. Представители поколения Z мгновенно переключаются с задачи на задачу, и это их не утомляет.

Но и есть оборотная сторона медали: для долгосрочных задач им не хватает . Они не могут заниматься одним и тем же долгое время.

Хотят двигаться вперед…

Развитие - вот стимул для поколения Z, когда речь заходит о работе. Они могут предпочесть известной компании маленькую, потому что посчитают, что в личностном плане быстрее вырастут там, где круг задач шире и где можно двигаться вперед.

В средствах массовой информации пожилых людей обычно изображают как отсталых в плане технологий. Наверняка вы и сами видели фото с закрытой пальцем частью объектива, которое сделала бабушка. Или слышали истории о «случайном» заражении компьютера вирусами. Но австралийские ученые доказали, что все это лишь стереотипы. А молодежи есть чему поучиться у старшего поколения в плане использования гаджетов.

Социальные сети

Да-да, пожилые люди тоже ими пользуются. В социальных сетях зарегистрировано 67 % австралийцев старше 65 лет! Четверть из них проверяет свою учетную запись каждый день. И хотя эти цифры гораздо ниже в сравнении со всем остальным населением (из 88 % пользователей каждый день в соцсети заходит 62 %), факт остается фактом - пожилые люди тоже не так далеки от прогресса, как это может показаться на первый взгляд. Более того, в некоторых аспектах нам нужно начать брать с них пример.

Пожилые австралийцы очень редко заходят в социальные сети во время поездок на работу, обеденный перерыв или перед сном. Они никогда не пользуются смартфонами в ванне или туалете (именно так делает 40 % людей в возрасте от 18 до 29 лет).

Для пожилых не характерна мультизадачность. Лишь 25 % из них могут использовать социальные сети во время просмотра телевизора. Все остальные разделяют эти дела.

Развитие здоровых привычек

Исследования показали, что синий свет на экранах наших смартфонов способен подавлять выработку химических веществ мозга, отвечающих за появление сонливости. Отказ от использования мобильных телефонов в вечернее время улучшит сон.

Пожилые австралийцы не загружают в социальные сети большое количество контента, не гоняются за лайками, следят за небольшим количеством знаменитостей, не подписываются на огромное количество групп. Благодаря этому у них отсутствует желание постоянно заходить в социальные сети, они совершенно не беспокоятся, когда им не удается это сделать (например, если внезапно пропадет интернет). У более молодых людей это больше похоже на зависимость, а страх пропустить что-то важное находится на очень высоком уровне.

Различия в использовании новых технологий

Пожилые люди не стремятся успеть за развитием технологий. Они умеют находить альтернативные варианты, которые будут им понятны. Такие люди используют современные технологические новинки для достижения более узкого диапазона целей. К примеру, только 36 % пожилых австралийцев заходят в социальные сети со своего смартфона. И это в сравнении со средним показателем, который составляет 74 %. Кроме этого, 65-летние люди очень редко используют телефоны для прослушивания музыки, просмотра видео или онлайн-развлечений, отдавая предпочтение более традиционным приспособлениям.

В погоне за друзьями

Кто находится в списке ваших друзей в социальных сетях? Знакомые, родственники, бывшие сотрудники, однокурсники, одноклассники… С некоторыми из них вы уже давно не общаетесь, но все равно не можете удалить из друзей. У поколения постарше все совершенно по-другому. Он добавляют только тех людей, с которыми действительно общаются. Согласно статистике среднее количество друзей на Facebook у молодых австралийцев - 239. У людей старше 65 лет их 68.

Обучение в две стороны

Как видим, в плане современных технологий не только молодое поколение может научить чему-то новому пожилых людей. Мы тоже можем начать брать с них пример. К примеру, отдать предпочтение реальной, а не виртуальной жизни, проводить меньше времени в социальных сетях и прекратить наконец ходить в туалет с гаджетами.

А как часто вы заходите полистать ленту в "Инстаграме" или почитать новости на различных сайтах? Считаете себя зависимыми от смартфона или используете его только для звонков?

Просмотров