Программа Трудовое воспитание детей детского дома с интеллектуальными нарушениями. Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних дежурство по зданию

Пояснительная записка

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:

Защита социальная" href="/text/category/zashita_sotcialmznaya/" rel="bookmark">социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

Gif" alt="*" width="16" height="16 src="> организация получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально – педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально – педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

3. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот ;

4. Разработка индивидуальной коррекционно – развивающей программы.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Адаптационный период считается законченным, если у ребенка наблюдается благополучный уровень по всем показателям.

В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:

1. Легкая адаптация – до 10 дней;

2. Средняя адаптация – до 25 дней;

3. Усложненная адаптация – до 45 дней;

4. Дезадаптация – более 45 дней.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т. ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т. ч. самовольные уходы).

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов . Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image008_78.gif" width="576" height="576 src=">

Этапы работы с вновь прибывшим ребенком:

https://pandia.ru/text/78/205/images/image009_70.gif" alt="Организационная диаграмма" width="579" height="303">.gif" alt="*" width="16" height="16"> Составление программы социально–педагогической реабилитации.

Цель : всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении.

Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком проводится согласно составленной программе и проводится по следующему плану, отражённом в таблице 1.


Таблица 1. Сетка занятий по программе

социально – педагогической реабилитации ребенка

Дата

Название занятия

Ход работы:

Метод. Задачи.

Программное содержание

Кол-во часов

Ответственный

Знакомство с детским домом

Ознакомительная экскурсия по детскому дому

Социальный педагог

Беседа о детском доме

Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме

Социальный педагог, воспитатель

Беседа о нравственности

Рассказать детям про "Общечеловеческие ценности"

Социальный педагог

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки)

Воспитатель

Тренинг "Общение"

Проведение тренинга "Общение" (10 занятий)

Педагог-психолог

Воспитание заботы друг о друге

На примере героев русских сказок ("Приключения крокодила Гены и Чебурашки", "Приключения Винни-Пуха и его друзей") рассказать детям о создании отношений товарищеской заботы друг о друге

Воспитатель

Обучение слушать природу

Научить детей различать и наслаждаться звуками природы

Воспитатель

Рассказать детям об уважительном отношении к людям старшего возраста

Социальный педагог

Обучение быту в личной и совместной деятельности

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (заправлять кровать, ухаживать за обувью, правильно вести себя за столом)

Мед. работник

Познавательные экскурсии на природе

Рассказать детям во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает

Воспитатель

Всего

№, п/п

Название методики

Норма

Результаты исследования

Вывод, уровень

Оценка устойчивости внимания

должен выполнить

Оценка цветовосприятия

должен выполнить

Оценка словесно-логического мышления

должен выполнить, но со второго раза

Оценка зрительной памяти

3-4 предмета

Оценка слуховой памяти

Оценка смысловой памяти

3-4 фразы со второго раза

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, работа по социальной адаптации детей в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом

Список использованной литературы

1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. . М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.

2. Мустаева педагогика: учебник для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

3. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. . – М.: Просвещение, 1991.-23 с.


4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. , [Текст]. – СПб., 2000.-204 с.

5. Шептенко и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. . – М. Академия, 2002. – 208 с.

6. Архангельский воспитание [Текст]. – М.: Просвещение, 1979. – 19 с.

7. Божович и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. – 67 с.

8. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. – М.: Просвещение, 1975. – 58 с.

9. Булатова, педагогика: Программа спецкурса [Текст] / , . – Уфа: Вагант, 2004. – 15 с.

10. Волков [Текст]. – М.: Академия, 1999г. – 32 с.

Инструкция диагностики устойчивости внимания

Инструкция: На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по которым зверушки могут добраться до своего любимого лакомства.

Закрась каждый фрукт в соответствующий цвет". Предложите ребенку рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Сначала попросите ребенка, чтобы он назвал все нарисованные фрукты. В случае неудачи подскажите ребенку, какой фрукт нарисован.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image014_25.jpg" width="304" height="168 id=">

Оценка результатов: Ребенок пяти-шести лет находит лишний предмет в четырех-пяти карточках, но затрудняется назвать обобщающее слово.

Инструкция диагностики зрительной памяти

Инструкция: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Оценка результатов: Обычно пяти-шестилетние дети запоминают 3-4 предметов из 6.

Инструкция диагностики слуховой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Оценка результатов: Пяти-шестилетние дети повторяют 4-5 слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

Инструкция диагностики смысловой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку такие фразы:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши.

4) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Оценка результатов: Дети пяти-шести лет со второго раза повторяют 3-4 фразы.

Инструкция к тесту-наблюдению "Оценка эмоционально-волевой сферы"

Инструкция: В процессе занятий с ребенком проявляются особенности его эмоционально-волевых качеств.

Обратите внимание на следующие вопросы:

1. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? (Веселый, подавленный, тревожный, плаксивый, возбудимый и т. д.)

2. Радуется ли он, когда взрослый предлагает ему поиграть? (Есть ли у ребенка потребность в общении с другими людьми?)

3. Как ребенок реагирует на похвалу? (Радуется, хочет сделать что-то лучше или он равнодушен?)

4. Как реагирует на замечания? (Исправляет ли свое поведение в соответствии с замечанием или требуется более сильное воздействие в виде наказания, не проявляет ли агрессии?)

5. Если ребенок сталкивается с трудным заданием, с неуспехом в деятельности, пытается ли он самостоятельно исправлять ошибки, добиваться результата? (Или предпочитает обращаться к взрослому за помощью, сразу теряет интерес при первом затруднении, молча отказывается от дальнейшей работы, агрессивно ведет себя, бездумно и хаотично перебирает варианты решения задачи.)

Что должно настораживать вас в поведении ребенка?

1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения.

2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей.

3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению.

4. Отсутствие реакции на замечание у ребенка старше трех лет. Частые случаи самонаказания.

5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции (разрушающие действия), расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами.

В статье освещаются особенности реализации индивидуального подхода в системе реабилитации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме. В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальный подход реализуется путем создания адаптационных сред (психологическая, социальная и т.д.), направленных на решение конкретных проблем каждого ребенка. Занятия в данных средах ориентированы на учет своеобразия и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Попав в детский дом, дети дошкольного возраста испытывают стресс, глубокую психическую травму в результате переживания негативного опыта жизни в асоциальной семье и от факта разрыва с семьей. Для преодоления этих травматических последствий важнейшее значение имеет правильно организованный лроцесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, а также утраченных социальных связей и восполнение среды жизнедеятельности. Данный процесс имеет цель снять острое состояние, затрудняющее процесс нормального развития ребенка.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека.

Уникальность дошкольного возраста, с эдной стороны, и стрессовое состояние ребенка, оказавшегося в условиях детского дома, с другой - диктуют необходимость срочной помощи, срочного включения его в систему реабилитационной работы детского дома.

Важнейшим условием осуществления процесса реабилитации ребенка дошкольного возраста является реализация индивидуального подхода, представляющего собой систему психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий реабилитации- В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.

В детском доме индивидуальный подход реализуется через создание адаптационных сред, направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Данные среды создаются специалистами Реабилитационной службы, действующей в детском доме (психолог, педиатр, дефектолог, логопед и др.). Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. В индивидуальных занятиях специалисты решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями:

Работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше);

Снятие последствий жестокого обращения, насилия;

Развитие речи, познавательных потребностей, игровых умений и т.д.

Важная роль отводится социальному педагогу, который организует социальную среду, включающую в себя методический кабинет (там воспитатели и педагоги получают возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей), детскую площадку и т.д. Социальный педагог, осуществляющий сбор информации о прошлой жизни ребенка и истории семьи, создает таким образом базу, на которой основаны усилия всех специалистов. Так, именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни.

В процессе реабилитации сложно переоценить роль психолога. Имея самые различные заболевания, ребенок прежде всего переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать малыша практически невозможно. Психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на формирование самовосприятия, нормализацию поведенческих реакций, психотерапевтическую работу и т.д. Задача данной среды - создание благоприятной атмосферы для психологической профилактики, коррекции и развития дошкольников.

Особое значение придается психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности - игрой: она закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации детей-сирот. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. Применение игр в работе е детьми дошкольного возраста - лишь одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка-дошкольника.

Задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

1. Осознание ребенком событий окружающего мира через подражание, социализация, восприятие норм поведения, существующих в обществе.

2. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры.

3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры.

4. Разрешение внутренних конфликтов.

5. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье.

6. Моделирование будущего ребенка.

7. Отражение его роста и развития.

Психолог использует игровую деятельность как терапевтическое средство по двум основаниям:

а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.)

б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации - «навязчивое поведение».

Применение психологом различных игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста. Снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов в игре происходит путем формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, доверия к взрослым окружающим ребенка. Пример. Илья К., 5,7 лет

Мальчика доставили из семьи, где с ним жестоко обращались. Был замкнут, с детьми не играл, со взрослыми в контакт не вступал. Везде ходил с игрушкой (заяц), которую привез из дома. Воспользовавшись этим, психолог начал проигрывать различные ситуации с «зайцем» и игрушками из детского дома: как заяц познакомился с ними, как играет и т.д. Постепенно такие занятия принесли результат: у ребенка появилось желание общаться с психологом, он стал «открываться», рассказывать некоторые подробности своей жизни. После занятий, проведенных психологом в сенсорной комнате, Илья сам стремился контактам и с детьми, и с воспитателем.

Помимо игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста психолог использует техники арттерапии, анималотерапии, которые помогают им раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, нужными кому-то.

Важным средством психотерапевтической работы является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с ребенком психолог создает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает ребенку осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» - это инструмент для работы психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным дошкольником. Пример.

Антон И., влет

В детский дом поступил из асоциальной семьи (пьющие родители лишены родительских прав), где он подвергался жестокому обращению. Категорически не хотел ни с кем общаться, пока его не вернут домой. Говорил, что родители его любят и скоро заберут обратно, что все будет хорошо. В процессе работы психологом не толковалась «Книга жизни», в которую вместе с мальчиком заносились события его жизни. Антон делал рисунки в этом альбоме, что дало возможность психологу определить, какому именно виду жестокого обращения подвергался ребенок и как выстроить работу с ним. Постепенно, все чаще обращаясь к своей «Книге жизни», Антон начал понимать, почему он попал в детский дом, что в этом доме есть люди, которым он нужен.

Для ребенка-дошкольника, помещенного в условия детского дома, особое значение приобретают развивающие игры, которые помогают развить различные психические процессы. Зачастую у детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим педагог-дефектолог, логопед организуют игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и т.д. Деятельность специалистов по развитию психических функций осуществляется в рамках педагогической среды, в структуру которой включены кабинет коррекционной педагогики, логопедический кабинет, музыкальный зал, живой уголок (есть в каждой группе), игровой уголок, мастерская «Мастерица» (кружки вышивания, плетения из бисера), кружок по работе с деревом и т.д.

Педагоги проводят индивидуальные замятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение; класс в соответствии с биологическим возрастом или с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу - в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции).

Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой - эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Опыт показывает: крайне сложно контролировать поведение ребенка, у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей. Почему? Ограничения и запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого - доверие к взрослым и позитивные отношения с ними.

Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам и выполняют их рекомендации. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в учебе, достигаемые при помощи педагогов, выстраивание новых отношений с родственниками в сотрудничестве с детским социальным работником, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с психологом - все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка и его доверия к другим людям.

Особую роль в процессе реабилитации приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания различных систем организма, замедляющие их полноценное развитие; для них характерны невротические проявления, требующие немедленного медикаментозного вмешательства. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются следующими специалистами: врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае выраженных невротических проявлений и аффективных вспышек, соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает процедурный кабинет, врачебный кабинет, тренажерный зал, ЛФК, массажный и физиокабинет, фитобар, сухой бассейн и т.д.

Для ребенка старшего дошкольного возраста физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит совершенствование общей моторики и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации.

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Содержание реабилитационной программы
  4. Участники реабилитационного процесса
    1. Правовая работа
    2. Работа с воспитанниками
    3. Работа со школой
    4. Работа по профилактике самовольных уходов
  5. Ожидаемые результаты
  1. Пояснительная записка

«Маленькие дети с большими правами» - программа правового воспитания детей через приобщение их к активной общественно-полезной, познавательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной понимать и успешно выполнять гражданские обязанности, имеющей активную жизненную позицию.

Человек, живущий в цивилизованном обществе, должен обладать знаниями о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; должен уметь применять правовые знания, а так же иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но и выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.

Программа «Маленькие дети с большими правами» направлена на просвещение воспитанников детского дома в области правовых знаний. Она предоставляет возможность в разнообразной деятельности формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помогает детям овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний. Правовые знания нужны воспитанникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу.

Программа предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и нацелена на сотрудничество с воспитателями, психологом, учителями, координацию действий с ребенком и его социумом.

  1. Цели и задачи программы

Цель: правовая и социальная защита несовершеннолетних, их реабилитация, повышение уровня правовой культуры воспитанников.

  • Обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников и вооружить их знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
  • Формировать у воспитанников навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Создавать социально-педагогические условия для развития личности в условиях детского дома
  1. Содержание реабилитационной программы

Работа по программе «Маленькие дети с большими правами» - это процесс сотрудничества детей и взрослых. Беседы, занятия, праздники и т.п. - средство, прежде всего, нравственного и правового воспитания гражданина. Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в воспитаннике, педагогах. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся воспитанник:

  • Правила, право, обязанности, закон, правонарушения.
  • Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Гражданские, имущественные и другие права ребенка.
  • Правила общения в коллективе.
  • Правила безопасной жизнедеятельности.
  1. Участники реабилитационного процесса

Основными участниками реабилитационного процесса являются социальный педагог и воспитанники детского дома.

Функции участников

  1. Мероприятия по реализации программы

Правовая работа (защита законных прав и интересов воспитанников)

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление личных дел вновь поступивших воспитанников

В течение 3 дней

Оформление приказов на поступивших и выбывших детей

В день поступления или выбытия

Выполнение запросов на документы воспитанников, необходимые для формирования личных дел

По необходимости

Сбор всей возможной информации для анализа ситуации, в которой оказался несовершеннолетний

В течение года

Восстановление жизненно важных документов воспитанников

По необходимости

Работа с УФМС (оформление гражданства, получение паспортов, регистрация по месту пребывания)

В течение года

Работа со Сбербанком (оформление сберегательных счетов, контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников)

Один раз в три месяца

Работа с ИФНС (оформление свидетельств ИНН воспитанникам)

В течение года

Работа с городским и сельскими поселениями (запросы справок и необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства воспитанников)

В течение года

Сотрудничество с ОВД по осуществлению розыскных мероприятий;

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

По необходимости

Один раз в три месяца

Участие в делах гражданского судопроизводства по защите интересов и прав воспитанников

В течение года

Работа с УПФ по назначению пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам до 18 лет

По необходимости

Содействие органам опеки и попечительства УО по семейному жизнеустройству воспитанников

В течение года

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Сроки исполнения

Знакомство с детьми при поступлении, изучение их личности, установление доброжелательных отношений с ними

В течение года

Выявление проблем, трудностей, потребностей детей и оказание им социальной и правовой помощи

В течение года

Проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками:

Беседа по правилам поведения и общения

в детском доме;

- «Как подготовить ребенка к участию в судебном заседании»;

- «Мой путь от дома до школы»;

- «Правила личной безопасности».

Профилактические беседы:

- «Курение - коварная ловушка»;

- «Прием наркотиков - всегда полет, но в

конце - всегда падение»;

- «Скажи алкоголю - нет!».

Беседы о правах ребенка:

- «Маленьким детям - большие права»

(знакомство с Конвенцией о правах

ребенка);

Час общения по правовому воспитанию

«Ты имеешь право…»;

Игра-путешествие «Права ребенка в новом

Беседа-игра «Мы все разные, но мы все

Конкурс рисунков «Права детей глазами

самих детей»;

Викторина «Герои книг имеют право»;

Беседа «Права детей - забота государства»;

Встреча с инспектором ПДН «Если ты

преступил закон»;

Беседа «Российская конституция -

основной закон твоей жизни».

Изготовление памятки «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям)

При поступлении ребенка

Сентябрь

В течение года

Работа с семьями воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Сбор сведений о родителях, родственниках, о характере их отношения к ребенку

В первые месяцы после поступления ребенка

Проведение бесед с детьми об их отношении к семье, о желании поддерживать связь с ними

В течение года

Посещение семей воспитанников с целью выявления проблем семьи. Проведение бесед с родителями о возможности возвращения ребенка в семью

В течение года

Патронирование семей после возвращения в них детей

В течение года по необходимости

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей после воссоединения семьи

По запросу родителей

Работа со школой

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление вновь поступивших детей в школу

В течение недели после поступления

Проведение бесед с воспитанниками по вопросам дисциплины и успеваемости

В течение учебного года

Взаимодействие с директором, завучем, социальным педагогом школы по вопросам мотивации воспитанников к учебной деятельности, налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями

В течение учебного года

Работа по профилактике самовольных уходов воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов

В течение года

Оформление плана розыскных мероприятий по розыску воспитанников

По необходимости

Информирование ООП и ОВД о самовольном уходе

В течение суток

Сотрудничество с работниками ИПДН по вопросу правовой защищенности и ответственности перед законом воспитанников

По отдельному плану

Ведение журнала регистрации самовольных уходов воспитанников

В течение года

  1. Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы в данном направлении предполагается достижение следующих результатов:

  • Овладение конкретными правилами поведения в детском доме, усвоение требований, предъявляемых к воспитаннику, осознание своих прав, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
  • Удовлетворение разнообразных интересов воспитанников;
  • Успешная социализация воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Воспитанники должны соблюдать правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у воспитанников должно выработаться представление о главных ценностях человека: добро, справедливость


Полный текст материала Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Краевое государственное казенное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Назаровский детский дом»

Принято на заседании методического совета

Директор КГКУ

«Назаровский детский дом»

Г.А. Козлова

«____»___________2017 г.

Образовательная программа

«Трудовое воспитание

с элементами экономики»

воспитатель: Авхадеева З.С.

Срок реализации: 2 года.

Назарово 2017

Пояснительная записка

Актуальность. Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).

Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

Цель: формирование у воспитанников навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Задачи:

    Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

    Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

    Развивать трудовые умения и планировать свою работу.

    Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувства долга и ответственности, честности.

    Воспитывать умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.

При реализации программы используются следующие методы:

    метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум;

    метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха;

    игровой метод.

Формы реализации программы:

    уроки трудолюбия;

    конкурсы – лучший участок, лучшая группа;

    экскурсии, рассказ, беседы;

    практическая деятельность.

Планируемые результаты:

    знают свои положительные и отрицательные черты;

    умеют давать себе правильную самооценку;

    умеют принимать и оказывать помощь, понимать других и правильно их оценивать;

    владеют навыками самообслуживания;

    умеют правильно планировать свой труд;

    умеют правильно распоряжаться своими деньгами;

    имеют общие представления о мире профессий;

    сформирована потребность трудиться.

Программа рассчитана на детей 10-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 – 45 минут, 4 занятия в месяц.

Мониторинг:

    Диагностический этап:

    Тестирование (Приложение 1,2);

    Анкетирование (Приложение 3);

    опрос.

2.Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.

3.Практический этап:

    итоговое занятие «Деньчистоты» (конкурсы);

    квесты;

    мастер- классы.

Календарно-тематическое планирование1год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

3 неделя

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Приложение№ 3

Тестирование, анкетирование

4 неделя

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Тестирование

Октябрь

1 неделя

Труд в почете любой, мир профессий большой»

Формировать положительное отношение у воспитанников к труду взрослых людей.

Фильм о различных профессиях

2 неделя

«Делу время-потехе час»

Учить обдуманно и целесообразно распределять свое время

Игровое развивающее занятие

3 неделя

Что помогает содержать вещи в порядке

Учить следить за внешним видом. Оказывать друг другу помощь в устранении непорядка во внешнем виде.

Практическое занятие

4 неделя

Моя будущая профессия

Познавательное занятие-беседа

Ноябрь

1 неделя

«Я – умею»

Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке

Практическое занятие

2 неделя

«Так много всего нас окружает…»

Разнообразный мир вещей.

Вещи, которые нас окружают. Как ими пользоваться и ухаживать за ними.

Познавательное занятие - практикум

3 неделя

Кормушка для пернатых друзей

Обсуждение и изготовления кормушек.

Практическое занятие

4 неделя

Как подготовить дом к холодному периоду года

Формировать положительное отношение к ведению домашнего хозяйства.

Практическое занятие

Декабрь

1 неделя

Волшебный мир

Обсуждение и изготовления новогодних поделок.

Ручной труд

2 неделя

Правильно питаться – здоровым оставаться!

Пищевые продукты (полезные и вредные). Понятие «режим питания».

Развивающее

занятие

3 неделя

Дерево желаний.

Игра – викторина

4 неделя

Творческое воображение.

Украшаем группу

Коллективный труд.

Январь

1 неделя

Моё любимое занятие.

Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке.

Практическое занятие.

2 неделя

«Улыбнёмся друг другу».

«Моё настроение и настроение моих друзей.

Игровое занятие – беседа.

3 неделя

Уборка снега на участке.

Коллективный труд.

4 неделя

Мелкий ремонт одежды.

Совершенствовать навыки ручного труда. Закреплять умения пользоваться инструментами и материалом.

Ручной труд.

Февраль

1 неделя

«Природа – наш чудесный дом».

Взаимосвязи в природе. Причина и следствие. Экологические правила. Человек – часть природы. Правила экологической безопасности.

Занятие-путешествие

2 неделя

Что таит в себе волшебница зима?

Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Экологические связи. Жизнь и деятельность человека зимой.

Занятие в форме литературно-музыкальной композиции

3 неделя

Защитники отечества».

Участие в конкурсе.

Рисунки

Поделки

4 неделя

«Почему мы болеем?»

Болезнь. Причины болезни. Понятия «анатомия», «физиология», «гигиена».

Комбинированное занятие

Март

1 неделя

Дружба с веником и тряпкой. (Как я могу сам себя уговаривать?)

Коллективный труд

2 неделя

Женский день

Поздравление,

праздничный концерт

Поделки

Открытки

Поздравления

3 неделя

Можно ли быть свободным без ответственности

Обсуждения значение слов «свобода» и «ответственность»

Беседа-обсуждение.

4 неделя

Уж в воздухе парит дыхание весны.

Весенние изменения в природе. Жизнь и деятельность человека весной.

Беседа-занятие с элементами рисования

Апрель

1 неделя

Что умеют делать мальчики.

Поручения для мальчиков. Как быть настоящим мужчиной. Что я уже умею делать и чему надо учиться.

Практическое занятие

2 неделя

Что умеют делать девочки

Поручения для девочек. Как быть настоящей хозяйкой. Что я уже умею делать и чему мне надо учиться.

Практическое занятие

3 неделя

«Что говорит народная мудрость о дружбе?».

Пословицы и поговорки о дружбе. Понятие «культура общения». Правила общения со взрослыми и сверстниками.

Беседа-чтение

4 неделя

Трудовой десант.

Уборка территории.

Коллективный труд.

Май

1 неделя

Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Тестирование, анкетирование

2 неделя

«День чистоты»

Итоговое занятие,

конкурсы

Календарно-тематическое планирование 2 год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

3 неделя

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№ 3

Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.

Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников.

Тестирование, анкетирование

4 неделя

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Выявить знания о различных профессиях.

Тестирование

Октябрь

1 неделя

Домашнее хозяйство.Первоначальное представление о потребностях

Иметь представление о семье,о совместном ведении хозяйства

Занятие -игра

2 неделя

Правила учебного труда.

Я дежурный в группе.

Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца.

Практическое занятие

3 неделя

Золотая осень

Сбор природного материала, изготовления поделок

Труд в природе. Выставка поделок

4 неделя

Давайте постираем и погладим!

Воспитывать бережное отношение к личным вещам.

Беседа

Практика

Ноябрь

1 неделя

«Веселая викторина о профессиях»

Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе.

Викторина

2 неделя

Дело мастера боится.

Формировать у воспитанников убеждение в общественной значимости бытового труда

Коллективный труд

3 неделя

Карманные деньги.

Учимся грамотно распоряжаться денежными средствами.

Поход в магазин.

4 неделя

Литературный час.

Убеждать воспитанников в пользе чтения, это тоже своего рода труд.

Посещение библиотеки.

Декабрь

1 неделя

«Мастера игрушек»

Изготовления поделок из цветной бумаги, фольги бросового материала для украшения группы.

Ручной труд

2 неделя

Успех в наших руках.

Формировать у воспитанников навыки и умение достигать цели. Помнить, что труд-украшает человека.

Беседа.

Практика.

3 неделя

Я рисую свою мечту.

Развивать воображение и фантазию, умение заглянуть вбудущее.

Рисунок - рассказ

4 неделя

Любимые блюда

Праздничное меню

Обсуждение.

Выбор.

Январь

1 неделя

Уборка снега на участке.

Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам.

Коллективный труд.

2 неделя

От лени болеют. От труда здоровеют.

Закреплять умения планировать деятельность, грамотно давать оценку своей деятельности.

Занятие-практикум с игровыми элементами

3 неделя

Дом, в котором буду жить.

Вызвать желание в будущем планировать свою семью.

Рассказ-беседа с элементами рисования

4 неделя

«В зимнюю лесную сказку попаду,

от красот природы глаз не отведу».

Изменения в зимнем лесу. Восхищение красотой зимнего леса. Значение леса для жизни и здоровья человека. Как готовиться к лесной прогулке в зимнее время года.

Коррекционно-развивающее занятие-путешествие

Февраль

1 неделя

«Зимой мы будем угощаться тем,

что осенью собрали».

Практикум «Поваренок»

Приготовление блюд из овощей.

2 неделя

Передай добро по кругу».

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому.

Беседа

3 неделя

Доходы и расходы.

Иметь представление о товаре, цене товара,о доходах и расходах в семье

Практическое занятие

4 неделя

Соотношение желаний, потребностей и возможностей.

Иметь представление на бытовом уровне обэкономических понятиях: банк, сбережения, вклад, прибыль, банковский счет

Экскурсия в банк.

Март

1 неделя

Приусадебное хозяйство.

Запасы. Представление о производительности труда

Иметь представление на бытовом уровне об экономических понятиях:запасы,прибыль,хозяйство,затраты.

Практическое занятие- игра.

2 неделя

Акция: «Самая уютная группа»

Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку.

Коллективный труд.

3 неделя

Наказание и поощрение. Жизнь по законам, принятым в обществе.

Наказание и поощрение.

Виды наказаний и поощрений.

Правила поведения, принятые в обществе.

Правовое практическое занятие.

4 неделя

Трудовой десант.

Уборка территории.

Коллективный труд.

Апрель

1 неделя

Акция: «Международный день Земли».

Познакомить с историей праздника.Воспитывать заботу об окружающей среде, бережное отношение к ней.

Занятие-беседа.

2 неделя

Огород на окне. Вырастим огурцы».

Рассказать, что нужно знать и какие семена выбрать, чтобы вырастить урожай.

Занятие-практикум

3 неделя

«Курение, алкоголь, ПАВ – убийцы человека».

Вредные привычки. Зависимость. Вред, который несут курение и алкоголь. Как преодолеть зависимость от ПАВ (психически активных веществ).

Занятие-беседа

4 неделя

Огород на окне.

Ухаживаем за растениями.

Коллективный труд.

Май

1 неделя

Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец)

Тестирование, анкетирование

2 неделя

Трудовой квест

Воспитанники применяют теоретические знания и практические навыки.

Итоговое занятие

Список литературы:

1.ЗайцеваО.В.,КарповаЕ.В. «На досуге: труд в школе,дома, во дворе».

2. Лосева О.А. «Режим и организация труда».

3. Кушакова О.А. «Воспитать себя».

4. Петровский А.В. «Что мы знаем и чего не знаем».

5. БурР.С.,ГодинаГ.Н «Учите детей трудиться».

6. Бур Р.С. «Воспитание детей трудом».

7.Михалушкин А.Н. «Основы экономики».

8.Липсиц И.В. «Экономика».

Приложение 1

Тест «Зачем нужен труд»

1.Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

2. Зачем люди трудятся?

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

в) я об этом еще не думал – 1 балл

4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

Результаты оценивания:

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень – 8- 11 баллов

Низкий уровень – 7 и менее баллов

Приложение 2

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

- художник

-оформитель

-маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

- печет хлеб

-выращивает хлеб – 1 балл

-сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

- строитель

-чертежник

-архитектор -1балл

4. Представитель, какой профессии лечит животных?

-врач

- животновод

-ветеринар – 1 балл

5.Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты оценивания:

Высокий уровень – 15и более баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень – 9 и менее баллов

Приложение»3

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Личная гигиена

    Знаете ли вы, что такое личная гигиена?

    Какими правилами Вы руководствуетесь при уходе за своим телом?

    Как часто следует мыть голову, руки, лицо?

Питание

    Сумеете ли Вы самостоятельно приготовить пищу?

    Накроете ли Вы на стол, в случае прихода гостей?

    Какие продукты полезны для здоровья и, в каких из них содержится много витаминов?

    Какие продукты Вы купите для того, чтобы приготовить суп?

    Что полезней свежие овощи или консервированные?

Одежда и обувь

    Знаете ли Вы как правильно гладить одежду и ухаживать за обувью?

    Чем отличается повседневная одежда от вечерней?

Жилище

    Что нужно делать, чтобы Ваше жилище находилось в чистоте?

    Как часто следует убираться в квартире?

    Из-за чего появляются тараканы и, как с ними бороться?

    Моете ли Вы посуду и, каким образом?

Результаты оцениваются по следующим показателям:

1 балл - не ответил на заданный вопрос

2 балла - ответил, но не смог полно обосновать свой ответ

3балла - дал полный, развернутый ответ

Рабочая программа определяет принципы, формы, методы работы, а так же мониторинг отслеживания результатов работы.

1.4. Цели и задачи рабочей программы

Пояснительная записка

1.1. Нормативно- правовое основание программы.

Для успешной реализации основной цели работы учреждения: «создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе» составлена рабочая программа педагогов.

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

Закона РФ «Об образовании».

Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования.

Устава детского дома.

Образовательной программы детского дома.

Программы развития детского дома.

Для разработки программы в сентябре-ноябре 2012 года проведен педагогический мониторинг, его результаты дают возможность построения воспитательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, а так же уровня сформированности коллектива группы.

1.2. Общая характеристика группы.

1.3. Анализ контингента воспитанников.

Цель: Создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе».

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

Задачи:

Формировать положительную, «Я-концепцию» личности ребенка.

Формировать веру ребенка в свои силы и возможности.

Развивать нравственную, волевую и эмоциональную сферу личности.

Формировать осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Формировать у подростков, адекватное возрастным особенностям поло-ролевые функции.

Формировать у детей навыки сохранения физического здоровья, восстановление утраченных резервов организма, укрепление иммунной системы организма и ценностного отношения к своему здоровью

Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Формировать готовность к саморазвитию и неприрывному образованию.

Вооружить системой сведений о мире современного рынка труда

Помочь воспитанникам в выборе профессии и построении дальнейшей траектории образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Просмотров