Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. Чему должен учить современный учитель Что должен дать учитель ученику

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Особенно в России, где зарплата как школьных учителей, так и преподавателей вузов оставляет желать лучшего. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

Учитель каждый день повторяет волшебные вещи

У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные - случается и такое - знания. Цитаты про учителей дают представление о трудностях профессии, образе идеального воспитателя, ошибках образования.

Фразы великих людей могут помочь скорректировать цели молодых людей, только мечтающих связать свою судьбу со сферой образования. Мудрые и шуточные высказывания помогут будущим учителям правильно общаться с детьми, верно расставлять приоритеты.


Начальная школа - период знакомства с профессией учителя

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Осипович Ключевский)

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие - что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)


Даже профессора когда-то были наивными учениками

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Иванович Даль)

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. (Валентин Григорьевич Распутин)

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький)


Подросшие мамы и папы - прошлые ученики

Цитаты иностранных писателей, поэтов

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)

Знания - как и небеса - принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание - искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты. (Ричард Бах)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. (Ричард Олдингтон)


Какой путь выберешь ты?

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень)

Обучать - значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу)

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)


Внутренний свет - пример продуктивного обучения

Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (немецкая революционерка Роза Люксембург)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. (греческая певица Мария Каллас)

Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя. (Вирджиния Хадсон)

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори - итальянский педагог, врач, философ и учёный)


Какие семена будут посеяны учителем, такие и пожнё ученик

Высказывания древних мыслителей

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. (Аристотель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. (французский философ XIII в. Боэций Дакийский)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон Старший)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин Блаженный)


Фраза, произнесённая учителем в гневе, надолго откладывается в памяти ученика

Фразы государственных деятелей

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. (Анатолий Васильевич Луначарский)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей. (Рухолла Мусави Хомейни)

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. (Михаил Иванович Калинин)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)


Уинстон Черчилль был учителем самому себе, так как регулярно занимался самообразованием

Что говорили о своей профессии сами педагоги

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

Учитель - человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. (Александр Рыжиков - учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)

Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо. (Хорас Манн)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Фёдор Иванович Янкович де Мариево)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. (Артур Шнабель)


Светлый мир познаний открыт для каждого

Будни людей педагогических профессий состоят не только из контрольных, сочинений, экзаменов, вразумления нерадивых учеников и поощрения гениев. Без юмора очень сложно справиться с огромной нагрузкой и детскими проблемами. В школьной жизни немало забавных моментов, которые метко подмечены в афоризмах. Не миновал педагогику и сарказм остроумных людей.

Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)

У того, кто учит себя сам, учитель - дурак. (Английская поговорка)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников)


Ох уж этот извечный спор!

Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)

Школа - это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному.

Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.

Судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников.

Есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль, август.


Далеко не все ученики не хотя идти в школу первого сентября

Роль учителя в жизни современного человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу.

Разделы: Начальная школа , Общепедагогические технологии

Итак, почему я выбрала именно начальную школу?

У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа, а точнее знания, умения, навыки и качества, полученные в начальной школе.

Поэтому человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя».

Как сказал Демокрит:

«Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим».

Каким же должен быть учитель начальной школы?

Мне бы хотелось предложить вашему вниманию МОЙ ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК, с помощью которого я много лет стараюсь сотворить чудо превращения маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Мой цветок называется « СЕМЬ У» (Приложение 1).

1. УМЕРЕННОСТЬ - сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям. По наблюдениям психологов дети почему-то больше любят требовательных учителей. Ребёнок должен знать, что если учитель даёт задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие дисциплинарные рамки на уроке при общении учитель- ученик создают ощущение безопасности. Когда ребёнок видит границы в поведении (что можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается агрессия. Классы с высоким уровнем агрессии детей по отношению друг к другу это классы со слабой дисциплиной.

2. УСПЕШНОСТЬ - это история о том, что дети не любят пирожки ни с чем .

Это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции. Например: «Наша Мария Ивановна самая лучшая, мы хотим ею гордиться. У неё всё получится, она всё может, она всегда во всём поможет».

3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в начальной школе - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.

Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!

4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. Швейцарский психолог Жан Пиаже сказал, что «ребёнок- это не маленький взрослый». У детей свой мир, свой язык, свои понятия и определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие слова и формулировки, чтобы быть для ребёнка понятным и убедительным учитель начальной школы просто обязан!

5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - понятно, что уважение к личности каждого маленького человечка – основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе.

6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке (конечно, я скажу неправильно, а Мария Ивановна начнёт ругаться). В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки.

С другой стороны, урок в начальной школе не должен быть сухим. Учитель начальных классов не машина для выдавания научной информации. На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся реагировать смехом даже на шутку учителя.

7. УЛЫБЧИВОСТЬ - ещё Экзюпери сказал, что «улыбка- рабочий инструмент учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие- улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное – любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь.

Есть кое-что, что учителя не должны говорить своим ученикам, хотя многие эти советы могут быть очень полезны ребятам. 50 учителей по всему миру поделились своими тайными советами школьникам.

На самом деле все, что вы учите, не так уж важно

Намного важнее то, что сидя на уроках и выполняя задания, вы учитесь жить: как правильно ссориться и общаться с разными людьми, как слушать других и отвечать вежливо. Вы этого не понимаете, потому что заданий так много, что они у вас вызывают отвращение. Поверьте, вы учитесь быть независимыми взрослыми людьми, это самое главное.

Не упустите эту возможность

Знайте, что я люблю учить детей и искренне хочу вам помочь. Но я не смогу помочь вам, если вы не приложите определенных усилий. Я выбрал эту работу, потому что она мне нравится, я умею много работать и знаю мой предмет. Я помогу вам добраться туда, где вы должны быть. Но вы должны идти мне навстречу по этому пути.

Мир может быть очень жестоким

Ты — не то, что думают о тебе другие люди.

Взрослые не всегда знают, что лучше

Иногда мне хотелось бы сказать вам, что ваши родители бывают не правы.

Вы — это не ваши оценки

Все наши контрольные и экзамены совсем не определяют то, кем вы станете.

Когда мы с главным редактором обсуждали тематику следующей статьи, она предложила поразмышлять о современном образе учителя. Я сразу подумала: «Тема богатая, но, чёрт возьми, трудная».

В широком смысле учитель - это любой человек, занимающийся преподаванием определённого предмета. Так называют тех, кто преподает в школах и университетах, тренеров, репетиторов. В словаре я нашла 45 синонимов слова «учитель» разной степени схожести.

Но мы будем говорить только о школьном учителе. За пределами школ тоже есть учителя, но их роль в жизни среднестатистического человека факультативна. Вы не обязательно поступите в вуз, где встретите чудаковатого препода по философии. Не всегда пойдёте на вокал (карате, танцы, вязание крючком) к прославившемуся в этой сфере учителю. Не все в России пользуются услугами частных преподавателей, коучей, репетиторов. А школьный учитель есть в жизни каждого.

В этом материале не будет четкой резолютивной части: наивно надеяться на получение окончательных выводов и прекращение дискуссий вокруг учителя. Учитель будет обсуждаться всегда, ведь он само воплощение отношения к образованию в обществе. Конечно, нет какого-то архетипа учителя в вакууме, но существуют тенденции изменения профессии учителя. Вот о тенденциях и поговорим.

Образ учителя есть во многих произведениях, но особенно детально он представлен в искусствах повествовательных - кино и литературе. Выготский в «Психологии искусства» писал, что механизм действия искусства схож с механизмом фантазий или снов. Произведение - это компромисс, позволяющий и обнаружиться запретным желаниям, и обмануть вытесняющую цензуру сознания.

В произведениях мы видим учителей с огромным багажом житейской мудрости и несгибаемым человеколюбием - в «Хористах», «Гарри Поттере», «Песчаной учительнице». Видим образы учителей-неудачников, учителей-харизматиков, учителей с внутренней трагедией. Короче говоря, снимают и пишут про учителей много - получается вполне репрезентативная выборка.

Гегель писал, что произведения принадлежат своему времени, своему народу, своей среде. В этом ключе художественные произведениях нужно рассматривать как средство обозначения социальных проблем, а конкретные образы - как индикаторы общественных тенденций в восприятии чего-либо. И если проанализировать образы учителей из фильмов и книг, то можно сделать следующий вывод:

Можно не быть квалифицированным педагогом, но хорошим человеком быть обязательно.

Симпатию и подсознательное одобрение вызывают у нас киношные военные, рок-звёзды, менеджеры, алкоголики и бандиты, по воле случая попавшие в школы. Они, конечно, не могут объяснить процесс фотосинтеза или формулу Ньютона-Лейбница, но ведь их обаяние и постепенно растущая любовь к ученикам всё компенсируют.

Даже если в произведении учитель соответствует формальным требованиям к профессии, то его любят не за доходчивое объяснение, а за трепетное участие в судьбах учеников. Акцент во многих произведениях сделан на процессе формирования учителем моральных ориентиров, а не знаний.

Идеальный учитель в представлении наших соотечественников - Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». Респонденты в опросе Superjob назвали его образцом для подражания современных учителей. Нестор Петрович вытаскивает своих учеников из передряг, помогает с семейными вопросами и всячески внедряется в личную жизнь.

И вот обнажается главный и очень спорный вопрос о роли учителя: мы хотим воспитания или обучения?

Сдавайтесь, вы окружены! Стереотипами

Если хотим воспитания, то нужно что-то делать с грузом формализма, сваливающегося на учителя. И речь не только о бумажной работе, департаментах и министрах, речь и об общественном давлении. Потому что воспитывать может только живой и самобытный человек, вызывающий у детей эмоциональное доверие. А учитель - это один из главных объектов общественных нападок и, наверное, самая консервативная и загрязнённая стереотипами профессия .

Менеджеры по подбору персонала

Сложнее всего вести соцсети социальным работникам – врачам и учителям, так как от них больше всего ожидают эталонного поведения. Поэтому фотографии и посты, в которых они рассказывают о своей личной жизни, досуге, а также комментарии по разным вопросам могут плохо сказаться на их имидже.

Учителя, дорогие, вам не хочется послать менеджеров по подбору персонала, когда вы такое читаете? Вы же эталон: обойдётесь без фотографий с женами и мужьями, без поездок в аквапарк и, видимо, без собственного мнения.

Человек, который должен развивать у детей интерес к миру и заниматься воспитанием, заперт в своей профессии, завален грудой документации и крайне объективизирован. А если этот человек пытается вылезти из стереотипов - общественное мнение бьёт по носу.

Нужно воспитать в детях нравственность, гражданственность, этикет, чувство прекрасного, тягу к знаниям – окей, действительно нужно, но как это делать? В свете либеральном или коммунистическом? По христианской добродетели или в духе постмодерна? Патриотом или гражданином мира? Рассказывать про секс в школе или идея невинного детства до 18?

Что ни выбери, обязательно кто-то возмутится. Слишком много дискуссионных воспитательных вопросов, слишком мало временного и профессионального ресурса. Тогда, может, к черту воспитательную функцию? Может, воспитание - дело интимно-семейное и спихивать родительскую ответственность на учителей просто несправедливо?

Я как-то читала статью с названием «7 учителей из фильмов и книг, у которых мы все хотели бы учиться». Она собрала множество лайков и одобрительных комментариев, многие читатели пожелали добавить в этот список ещё кого-то. Заголовок статьи гласил: «Хороший учитель - не всегда тот, кто знает свой предмет от и до. Гораздо чаще ученики с благодарностью вспоминают тех, с кем пили чай после уроков, сплавлялись по реке и вели философские беседы».

Сторонников идеи «главное, чтобы человек был хороший» много, но лично у меня эта позиция вызывает глубокое отвращение. Потому что это корень зла. Это начало дискредитации профессионализма.

Хороший человек - это не профессия

Все хотят чувствовать тёплое отношение педагога, видеть его любовь к детям, но давайте будем честны сами с собой: учитель не должен вас любить, учитель должен учить. Будь ваш математик трижды гадом по-человечески, его все равно следует называть хорошим учителем, если он смог донести знания до буйных голов.

Если обесценить профессиональные навыки учителя и ставить на первый план именно теплоту отношений, то очень скоро мы придём к ситуации, когда в школу действительно будут брать военных, рок-звезд, менеджеров, алкоголиков и бандитов. В кино и литературе это выглядит интересно, но на то оно и искусство.

Пока профессионал думает, готовы ли его дети к экзаменам, владеют ли достаточными сведениями, «хороший человек» завернет поверхностные сведения в обертку из эмоций и чаепитий после уроков – и вот вам образование, получите.

Учитель должен учить. Это его первоочередная, главная, стратегически важная задача.

Если учитель вдобавок позитивный, красивый, добрый, остроумный, веселый, творческий, душевный - прекрасно. Но если он недостаточно хорошо знает свой предмет - это отвратительно.

«Преподавательская деятельность становится миссией, в которой школьные предметы - далеко не самое важное», - пишет автор вышеупомянутой статьи. Давайте поменяем слова в этой фразе:

Строительная деятельность становится миссией, в которой вязкость цемента и устойчивость опор - далеко не самое важное. Хирургия - это миссия, в которой стерильность инструментов - далеко не самое важное.

Смешно, правда? Если вы думаете, что школьные предметы - менее значимая вещь, чем стерильность в хирургии или устойчивость в строительстве, то вы заблуждаетесь. Профессионал владеет своей профессией вне зависимости от того, может ли его незнание убивать людей или нет. Вспомните фразу из кинофильма «Ирония судьбы».

Просмотров