Алтайский свадебный размах. Свадебный портал республики алтай Свадьба алтайская в наше время

Традиционно у коренных алтайских народностей существовали четыре формы заключения брака:

Сватовство (куда),

Умыкание без согласия девушки (тудуп апарган),

Кража невесты (качып апарганы)

Брак малолетних (баланы тойлогоны).

Каждая из этих форм заключения брака имела свои определенные обряды и традиции. Тем не менее, сватовство являлось характерным для всех форм брака. Старые девы и холостяки не пользовались авторитетом и не имели веса в обществе, брак у алтайцев считался обязательным. Женатый наследник отделялся от родителей в случае, если один из других братьев готовился к женитьбе. Младший сын, женившись, жил с родителями и наследовал их дом и хозяйство.

Свадьба - яркое празднество в жизни любого человека, ознаменованное созданием собственной семьи. Алтайский свадебный церемониал делился на четыре этапа: сватовство, подготовка к свадьбе, собственно свадьба и послесвадебный этап. В свою очередь, каждый период состоял из определенного цикла обрядов и ритуальных игр.

Сватовство

Сватовство включало предварительные переговоры и официальное сватовство (кудалаш). В случае заключения брака по предварительному сговору родителей обеих сторон кудалаш являлось продолжением переговоров и начиналось с нескольких посещений родственниками жениха родителей невесты.

Когда девушке исполнялось 10-12 лет, они приезжали с подарками, напоминая о сговоре. Такие встречи продолжались ежегодно вплоть до совершеннолетия невесты. На протяжении всего этого времени из дома жениха в жилище невесты направлялись меха (лисы, соболя или выдры на пошив женской шапки), кожа (для будущей обуви суженой), различные материалы (бархат, шелк, войлок для пошива женской одежды, постельных принадлежностей) и прочее.

С наступлением срока выдачи невесты (дёп детсе) сторона жениха совершала кудалаш, а противоположная - устраивала праздник в честь этого события. Торжество, сопровождаемое определенными обрядами, заканчивалось тем, что гости увозили невесту к жениху, прикрыв ее занавесом - кёжёгё.

Для скрепления брака молодоженов в новом аиле проходил традиционный свадебный обряд. В этот день родные жениха устраивали праздник кыс экельгени (привоз невесты). Итогом кудалаш являлось назначение дня свадьбы и обе стороны начинали подготовку к торжеству.

Предсвадебная подготовка

В этот период проходили предсвадебные обряды. Свадьбу (той), как правило, играли осенью. Для укрепления брачно-родственного союза проводились встречи, сопровождавшиеся переговорами и взаимными угощениями. Родители жениха неоднократно поставляли родственникам невесты материалы для подготовки приданого - шаалта (ткани, кожу, шерсть, меха и т.д.) и оговоренное количество скота.

Обычно приданое (дёёжё, сеп) невесты готовили с пятилетнего возраста девочки. Оно хранилось в кожаных сумах (каптар) и сундуках (кайырчактар). В день свадьбы дёёжё доставляли в новый аил жениха. Накануне свадьбы сооружалось жилище для новобрачных. Для этого родители жениха приглашали дальних родственников, соседей, друзей. Строительство аила закреплялось праздником айыл тудуштын кёчёзи, или айланчыктын чайы.

Неотъемлемым атрибутом свадьбы был кёжёгё - белый занавес размером 1,5х2,5-3 метра. Его края окаймляли шелковые кисточки - обереги, парчовые ленточки, концы которых прострачивались родственниками жениха как символ доступа счастья для новобрачных. Кёжёгё привязывали к двум березкам, срезанным утром с восточной стороны склона горы, все это обязательно сопровождалось обрядом благословения. Накануне свадьбы забивали скот.

Свадебный обряд и ритуальные игры

Если украденная невеста находилась у родственников жениха, свадьба начиналась у его родителей со встречи гостей с ее стороны. К аилу они подъезжали не позже полудня, но их с легким угощеньем ожидали еще в пути и проводили ритуальные игры тепши блаажары (нужно было отнять деревянное блюдо с мясом). В завершение встречи сватов угощали и провожали к свадебному аилу, где организовывали торжественный прием.

Родственники невесты выставляли напоказ часть доставленного приданого. Прежде чем занести его в аил, совершали ритуальную игру дёёжё садары - продажа приданого: предлагая разное имущество, женщины со стороны невесты расхваливали его, «требуя» взамен символический выкуп. В игре принимал участие племянник невесты, наряженный в одежду замужней женщины. Его предлагали со словами: «Кому нужна девушка - покупайте!».

Заносили приданое в аил тоже в виде ритуальной игры, в ходе которой сторона жениха преподносила разные угощения или аракы.

После ритуального выкупа женщины обеих сторон приступали к оформлению нового аила. Затем родственники жениха шли за невестой, взяв с собой веточки можжевельника - арчина, угощения, праздничную одежду из приданого. Впереди несли занавес - кёжёгё, слева шел родственник жениха, справа - невесты.

В аил, где находилась невеста после умыкания при заключении брака по предварительному сговору, гости входили с песнями. Жена старшего брата жениха совершала обряд кропления огня очага хозяев. Выкупив невесту, одевали ее в девичий наряд и, прикрыв кёжёгё, вели в новый свадебный аил. Она прикрывала лицо руками, закрытыми манжетами. Последующие обряды проходили одинаково для всех форм заключения брака.

Невесту провожали в аил родителей жениха (даан айыл). Перед входом окуривали можжевельником, будущая свекровь угощала ее молоком и благословляла. После чего, прикрыв кёжёгё, ее дважды обводили вокруг нового жилища, входили в него, девушку усаживали на почетное место женской половины лицом в сторону входа, ориентированного на восток. Так начинался кульминационный свадебный церемониал - обряд заплетения волос невесты (чач ёрёри). Участие в нем принимали многодетные женщины, состоящие в счастливом браке.

За занавесом девушку пере-одевали в одежду замужней женщины (чегедек), сопровождая действо обрядовым пением, снимали девичье накосное убранство (шанкы), расплетали волосы, расчесывали, делали прямой пробор, делящий голову на равные половины, - знак женской доли. Затем заплетали две косы: левую - женщина из сеока жениха, правую - невесты, что символизировало переход невесты из одной семьи в другую. Связав концы косичек, укладывали их на грудь, на голову надевали островерхую шапку замужней женщины (кураан бёрюк). С пожеланиями достатка молодую угощали молоком. Шанкылу бала становилась келин - замужней женщиной.

Кёжёгё - табуированный предмет, трогать его руками нельзя. Чтобы показать участникам свадьбы скрывающуюся за ним невесту, отец или дядя жениха приоткрывал его рукояткой плетки, прикладом ружья или же двумя-тремя веточками можжевельника (арчына). При этом давал невестке наставление: «Имя мое не называй. Дорогу мне не перебегай.

Старшего за старшего почитай». Затем прикреплял кёжёгё на постоянное место - у кровати новобрачных. После чего к березкам привязывали вареные голень и грудинное ребро барана в знак пожелания молодым благополучной жизни. По отношению к открывшему занавес в замужней жизни невеста соблюдала обычай избегания. Само открытие занавеса является символом перерождения невесты в келин. На ее смотрины собирался народ.

Затем начиналась очередная ритуальная игра - айгыр ла бее, или сойкониш. Вслед за ним проводился обряд благопожелания новобрачным - алкыш сёс, или башпаады, означающий приобщение молодоженов в качестве хозяев к своему очагу.

Следует отметить, что во время свадебного пиршества существовали строгие правила приема гостей и их поведения. Рассаживались они тоже в определенном порядке.

В первый день свадьбы невесте положено было угостить собравшихся солёным чаем с молоком собственного приготовления. Жених помогал ей: готовил дрова, подносил воду и поддерживал огонь. После застолья проводилось еще несколько ритуальных игр, в том числе ийти чыныртары (заставить визжать собаку).

На свадьбе со стороны невесты могла присутствовать только ее мать. В разгар пиршества несколько родственников со стороны жениха посещали новую родню, доставляли им конину или баранину. Этот обряд называется белькенчек тюжюрип, или дьодо экельгени. Сватовской визит совершался после ритуала заплетения волос. Если брачное торжество проходило в аиле жениха, то белкенчек - в аиле невесты.

На белкенчек родственники жениха брали арчын, тажур с молоком и тажур с аракой и шалта. Их не положено было встречать во дворе. Войдя в жилище, старший из сватов кропил молоком огонь и дяйык, благословляя родных девушки. Сватов угощали молоком. Его они должны были передать новобрачным.

Затем родственники жениха вносили заднюю половину туши барана. Ее держали в неперевернутом виде передней частью к очагу, что означало проявление уважения к хозяевам. Мясное угощение подносили с тажуром аракы. На деревянном блюде матери невесты подавали грудинку, а мясо с бедра и таза (дёргём) - отцу и другим родственникам. В качестве шалта были сладости, плитки чая, сыры и прочие угощения. По традиции хозяева сначала бросали привезенные продукты (по две или четыре щепотки) в огонь.

При сватовском визите матери невесты преподносили эмчек тажуур, а отцу - тажур с аракой. После чего хозяева приглашали гостей к столу, в знак признания родственниками им повязывали пояса. Если дорога предстояла не дальняя, то в обратный путь сваты отправлялись в тот же день, прихватив оставшуюся часть приданого.

На месте свадьбы гостей положено потчевать и на следующий день: забивали двухлетнюю кобылицу (байтал) и проводили байтал баш - так называлось пиршество второго после свадьбы дня. В дополнение к свадебной трапезе в этот день на стол подавались горячие вареные головы свежезабитого скота. Молодым женщинам, имеющим не более двоих детей, неэтично было сидеть в кругу старейшин и пить с ними аракы.

Также считалось большим позором напиться на свадьбе допьяна, не знающих в этом меры накрывали и заворачивали в войлок. По обычаю хозяева провожали гостей, сопровождая их небольшой отрезок пути и угощая в нескольких местах привала.

Послесвадебные действа

Заключительный период свадебного церемониала посвящался вступлению молодоженов в разряд супругов и закреплению новых родственных отношений. При выходе девушки замуж вступал в силу обычай избегания старших мужчин со стороны родственников жениха (кайндаш) и избегания ими молодой (келиндеш).

Она не должна была часто встречаться с ними, смотреть им в лицо и называть по именам. К старшим родственникам мужа (мужчинам), в том числе и к его отцу, невестка обращалась через третье лицо. Данные запреты были взаимными. Мужа молодая жена называла адазы (отец детей), а он супругу - энези (мать детей). К родителям мужа невестка обращалась кайным (мой свекор), кайын энем (моя свекровь), а они в свою очередь к ней - балам (мое дитя).

Женщина не показывалась старшим с обнаженными ногами, руками, непокрытой головой, открытой грудью при кормлении ребенка. Ей запрещалось заходить на мужскую половину юрты, а к избегающим ее она поворачивалась спиной, при их входе в аил почтительно вставала. Кроме того, не садилась с мужчинами за стол, не шутила и не ругалась с ними.

Полноправными взрослыми членами молодожены становились лишь после рождения ребенка. Не ранее года после этого значимого для новобрачных события родные отца мужа сопровождали молодую семью с ребенком к родственникам невестки. Ее матери вручали эмчек тажур и тушу барана. Такое подношение называлось эмчек каргыш (грудное молоко). Сварив тушу, делили ее на две части: правая половина оставалась новоявленной бабушке, левая передавалась ее зятю.

В качестве «платы» за грудное молоко матери невестки гости приводили дойную скотину, как правило, кобылу, а корову, как скотину «с холодным дыханием», просто дарили. Первую телку от этой коровы потом отдавали внуку или внучке. В благодарность за воспитание молодой невестки ее отцу приводили коня в полном убранстве. В доме родителей жены зять вывешивал ткань (илю бёс). Также сваты дарили родителям невестки нарядную одежду, подчеркивая уважение к ним.

Хозяева угощали гостей, зятю повязывали новый пояс, а перед отъездом давали молодым энчи - различный скот на разведение, а новорожденному - жеребенка, ягненка и ценные подарки. Гости обязательно посещали дядю невестки по матери, естественно, было неприличным входить в его жилище с пустыми руками. Хозяева тоже повязывали гостям пояса, а молодой семье дядя щедро дарил разнообразный скот. Лишь после такой первой поездки молодая семья могла ездить на свое усмотрение к родителям невестки и другим ее родственникам.

Как видно, родные невестки вносили основную часть в материальное обеспечение новобрачных, а родители жениха несли ответственность за их семейную жизнь.

Традиционная свадебная обрядность алтайцев - один из их жизненных укладов, который менялся и развивался вместе с их материальной и духовной культурой.

Проведение современной алтайской свадьбы отличается от старинных традиций. Кроме того, в каждом отдельно взятом районе Республики Алтай сложились на сегодняшний день свои, характерные только для этой местности отдельные обряды. Тем не менее общая модель проведения свадебного торжества сохраняется и в наши дни.

Подготовлено по материалам книги кандидата исторических наук, доцента кафедры археологии, этнологии и источниковедения ГАГУ Н.А. ТАДИНОЙ «Алтайская свадебная обрядность XIX - XX веков».

Мы продолжаем серию статей на тему невероятных историй о приключениях и препятствиях организаторов на свадьбах. С удовольствием делимся с вами закулисьем организации свадьбы на Алтае!

Автор истории – Диана Жихарева , руководитель свадебного агентства Time To Love .

Я неисправимый мечтатель, верю, что абсолютно к каждому человеку возможно найти подход. Люблю сложные и необычные задачи, хочу, чтобы о российских свадьбах говорили, как о самых лучших.

Горный Алтай – это совершенно невероятная атмосфера, одно упоминание этого места рисует в воображении поразительные пейзажи горных хребтов и рек.

Конечно, каждый организатор мечтает о интересных, красивых и сложных проектах. Мы не исключение. Когда за 2 месяца до свадьбы к нам пришла невеста с мечтой о платье для свадьбы на Алтае, у нас загорелись глаза. Оказалось, что отметить свадьбу в этом месте заветное желание жениха и невесты, ребята обожают путешествия, горы, а также скандинавский стиль. Но, как все это осуществить совершенно не понимали .

Из хороших новостей у нас было: чудесная пара, с которой мы на одной волне и наша готовность сделать самый чудесный праздник. Из новостей похуже: два месяца на подготовку выездной свадьбы с нуля, три отеля отказавшихся нас принять и невозможность выехать на место заранее.

Поиск идеальной площадки

Самое первое, с чем мы столкнулись – не готовность площадок принять нас . Причины были разные, начиная вообще от смутного понимания, что такое свадьба с выездной церемонией и боязнь «пьяных гостей, которые разрушат все вокруг», заканчивая тем, что крайне мало площадок, где вообще можно разместить более 30 человек. Наша задача была – разместить 45 гостей + 10-15 подрядчиков . Кажется, что мы уже знали абсолютно все отели Горного Алтая и могли хоть ночью рассказать, какие минусы и плюсы у каждого. Поиски затягивались, а время поджимало. Случайно мы наткнулись на совершенно не «раскрученный» отель Алтын-Ай . Фотографий было крайне мало, к тому же, из-за разницы во времени в +4 часа, если ты не успел решить какой-то вопрос до 12 утра (по Москве), он переносился на следующий день. Мы просили менеджеров присылать нам фотографии каждого уголка отеля и территории, к счастью, сестра невесты также согласилась поехать туда и снять нам прямой репортаж с места. Площадка подходила нам идеально , за исключением одного нюанса… кафе-веранда была рассчитана на 25 человек максимум. Вместе с парой было принято решение, что проживание и церемония будут в Алтын-Ай, а для банкета мы будем снова искать .

Поиск идеальной площадки- Часть 2

Задача усложнилась, теперь мы искали ресторан в скандинавском стиле , который не только вместит наше количество человек, но еще и будет в приемлемом расстоянии от церемонии. Тут неожиданно в «игру» вступил ресторан , со знакомым, москвичам, названием «Рублевка» . Многие шутили, что стоило ехать в Сибирь, чтобы отпраздновать свадьбу в Рублевке. Все было прекрасно, кроме того, что ресторан – это веранда, у которой есть крыша, но нет стен . В чем проблема? На Алтае резко-континентальный климат – это значит, что может быть +25 градусов, а через 10 минут +13 и дождь стеной. Дождь такой, что московские дожди этим летом просто мелкая морось. Еще один нюанс – 31 августа заканчивается летний сезон на Алтае и начинается зимний, почти все «летние» рестораны закрываются и отпускают весь свой персонал. Наша свадьба была назначена на 2 сентября . И если с прохладной погодой еще можно справиться, то с отсутствием, элементарно, поваров задачка посложнее. Мы всегда уверены, что залог идеальной свадьбы – работа всех участников, как единой команды. Администрация ресторана пошла нам на встречу и предложила услуги шеф-повара и его команды из Барнаула. Совместно мы разработали меню, обсудили все детали подачи и весь стиль торжества.

Идеальная команда

В организации любой свадьбы важна слаженная команда , заинтересованные в общем деле, а что касается свадьбы на Алтае, то команда должна быть немного сумасшедшей . Самым легким выбором для ребят стал выбор фотографа. Работы Насти Черешневой (Москва), а также ее отношение, ее настрой, вселяли уверенность, что все будет хорошо. Ввязываясь в такую авантюру, человек должен понимать, что у него автоматически «вылетают» несколько рабочих дней в самый сезон свадеб. Всех остальных подрядчиков решено было искать в Сибири. Вопросы с видеографом (Аркадий Стреженков, Новосибирск) и ведущим (Сергей Донец, Новосибирск) были закрыты довольно быстро, ребята сразу поняли формат, нашли общий язык с парой.

В один из дней невеста написала нам ту, самую страшную для организаторов, фразу «а соберут и накрасят меня подружки» . Все сталкивались с этими жуткими картинками в интернете с вавилонскими башнями на головах невест или яркими тенями, или плохо наложенным тоном. Мы в этот момент, честно, содрогнулись и попросили контакты стилистов, чтобы проговорить все детали. Зря боялись, подругами оказались замечательные топовые стилисты Новосибирска , которые приложили максимальное количество усилий для создания шикарного образа невесты.

Пазл потихоньку начинал складываться и уже практически вся команда была собрана. Осталось дело за декором. Необходимы были декораторы , которые поймут и услышат все пожелания пары, которые проникнутся идеей и также, смогут в разгар сезона бросить все и уехать на несколько дней почти на край света .

Невеста с самого первого дня подготовки говорила о том, что идеальной картинкой для нее был бы декор в стиле скандинавского минимализма , с использованием природных материалов Алтая (хвои, папоротника, шишек). Вместе мы отсмотрели и пообщались с большим количеством декораторов, но что-то все попадания не было. Времени уже оставалось совсем немного, и я вспомнила, что несколько лет назад познакомилась с флористом, которая работает в Барнауле. С замиранием сердца, я написала Любе о нашей свадьбе и в этот момент все сложилось. Люба услышала все пожелания невесты, сама съездила на площадку два раза, все время подбадривала нас, что все получится. И все получилось .

Выезд на Алтай и сам день Х

Как это часто бывает, самые дурацкие вещи случаются в самый неподходящий момент . В день нашего вылета я очень сильно ударилась головой и заработала сотрясение мозга, которое, к счастью, проявило все свои симптомы только на следующее утро после свадьбы. А пока мы с замиранием сердца готовились к вылету. Общий путь до места состоял из нескольких частей: 4-х часовой полет Москва – Барнаул и 5 часовой трансфер до отеля. Так как гости были не только из Москвы путь у всех был разный, часть вылетала с нами, другая часть ехала на машинах из Новосибирска и Горно-Алтайска (примерно 8 и 3 часа пути), еще часть гостей летели сначала до Новосибирска, далее короткий перелет до Горно-Алтайска и 3-х часовой трансфер до площадки, была еще группа гостей, летевших из Алматы. В общем, логистика была сложной . Любые задержки рейсов или не вовремя поданные трансферы могли стоить нам очень больших временных затрат и весь тайминг мог лететь в трубу. Все добрались вовремя , а наш водитель даже устроил нам обзорную экскурсию с остановками в самых красивых горных местах.


Место действительно поразительное , укутанные деревьями горы, река Катунь ярко бирюзового цвета , заставляющая усомниться в действительности увиденного. Но будьте готовы сразу к тому, что организм сразу в шоке , не только от красоты, но и от климата, давления . Несмотря на то, что я часто бываю в горах, в этот раз все время чувствовала слабость и не только я. Конечно, дорога почти сутки и смена часовых поясов не играли нам на руку. Но расслабляться было еще рано.

В день свадьбы погода подарила нам солнечные, теплые сборы жениха и невесты . Небольшой дождь начал накрапывать только на церемонии , что абсолютно не испортило ее, ведь кроме трогательности самого момента, ее вела подруга пары , что сделало момент еще более душевным. Мы всегда советуем своим парам выбирать для церемонии близкого человека, конечно, стоит только заранее проговорить все ключевые моменты. Именно большая, кропотливая и сложная подготовка помогли провести этот день без заминок и стресса. Каждый, кто работал на свадьбе выполнял свои задачи на 100%. Радовало, что все гости также были очень погружены в процесс , готовы были прийти на помощь в любой момент, понимали, что этот день важен и зависит от каждого.

Уже только поздно вечером полил тот самый дождь стеной , который, к слову, заметили даже не все гости. Атмосфера вечера была душевной, теплой и именно такой, которой хотелось в начале подготовки.

Что после?

На следующий день после свадьбы , когда я окончательно свалилась с сотрясением, неугомонные фотограф, второй организатор, часть гостей и наша пара поехали на Каракольские озера для фотосессии. Озера находились на расстоянии 30 км от нас, но доехать возможно только на военном грузовике и дорог там нет совершенно, путь занимает примерно 3,5 часа в одну сторону. Здесь случилось самое неожиданное и страшное, у нашего фотографа Насти началась горная болезнь . Все, кто когда-либо сталкивались с этим, поймут, насколько это плохо. Человека, буквально в один момент «прибило» , было сложно дышать, двигаться и разговаривать. Но! Знаете, что в этом во всем раскрывает человека, не только как профессионала, но и как фаната своего дела. Настя не только продолжила снимать , но и в результате кадры получились просто восхитительными. На все уговоры развернуться и уехать немедленно она отвечала отказом. Для нас Настя настоящий герой, влюбленный в свою работу бесповоротно.

Вернулись все из этой поездки только ночью и дальше нас сразу ждала обратная дорога в Москву.

Вот так, наше большое-маленькое путешествие подошло к концу. Если вы спросите, стоило ли это всех затраченных сил, мы с уверенностью скажем – да. Осуществить чью-то мечту всегда особенное чувство, самим побывать в таком путешествии просто незаменимый опыт. Из таких мест не возвращаешься прежним, когда говорят, что Алтай – место силы , не врут. Наши глаза видели там столько прекрасного, что у нас будет еще миллион историй, которые мы расскажем друзьям .

Организация – Свадебное агентство Time To Love
Фотограф –
Видеограф – Аркадий Стреженков
Платье – Света Григорьева
Ведущий – Сергей Донец
Флористика и декор –

Сватовство включает предварительные переговоры будущих новобрачных, их семей и официальное сватовство («кудалаш» ).

Раньше , в случае заключения брака по предварительному сговору родителей обеих сторон кудалаш являлось продолжением переговоров и начиналось с нескольких посещений родственниками жениха родителей невесты. Когда девушке исполнялось 10-12 лет, они приезжали с подарками, напоминая о сговоре. Такие встречи продолжались ежегодно вплоть до совершеннолетия невесты. На протяжении всего этого времени из дома жениха в жилище невесты направлялись меха (лисы, соболя или выдры на пошив женской шапки), кожа (для будущей обуви суженой), различные материалы (бархат, шелк, войлок для пошива женской одежды, постельных принадлежностей) и прочее. Это олицетворяло разделение обязанностей в семье: муж — добытчик, поставщик сырья, а жена — хранительница очага, созидающее начало, «переработчик». Впоследствии приданное невесты составлялось в том числе и из тех предметов быта и одежды, которые были созданы из предоставленных стороной жениха материалов.

С наступлением срока выдачи невесты («јöп јетсе») сторона жениха совершала кудалаш, а противоположная – устраивала праздник в честь этого события. Торжество, сопровождаемое определенными обрядами, заканчивалось тем, что гости увозили невесту к жениху, прикрыв ее занавесом(«кöжöгö»). Для скрепления брака молодоженов в новом аиле проходил традиционный свадебный обряд. В этот день родные жениха устраивали праздник «привоз невесты» («кыс экелгени»).

Итогом кудалаш являлось назначение дня свадьбы. Так обе стороны начинали подготовку к торжеству.

Сегодня жизнь стала стремительнее, вместе с ней претерпели изменения и свадебные обряды. Так, от сватовства до самой свадьбы проходит от нескольких месяцев до одного года. Современные браки среди алтайцев заключаются по инициативе молодых, предварительный сговор родителей среди алтайцев встречается не чаще, чем среди других народов России. Однако сам институт сватовства сохранился и является обязательным элементом алтайской свадьбы. Как и в былые времена, он начинается с того, что родители и уважаемые родственники жениха наносят визит родителям невесты, а заканчивается посещением родственниками жениха других родственников невесты, указанных её родителями. Содержание таких визитов заключается в сообщении о предстоящем браке, знакомстве и выказыванием уважения к будущим сватам. Жители Онгудайского, Шебалинского и Усть-Канского районов посещают родственников невесты по отдельности. Как заведено у алтайцев, в гости с пустыми руками не ходят. Традиционны в качестве угощения чай, сладости. Также часто берут с собой сосуд с молоком, повязанный сакральными лентами («јалама»). в Улаганском и Кош-Агачском районах — родственники невесты в оговоренный день собираются в одном месте. Тогда сватовство представляет собой небольшое торжество, где присутствуют родственники с обеих сторон.

Одной из тенденций последних лет является то, что традиция собирать родственников невесты для сватовства в одном месте перенимается и жителями «верхних» районов — Усть-Канского, Шебалинского и Онгудайского. В условиях, когда люди одного рода более не живут все близко, в одном логу, а распределились по всей республике и за её пределами, такой подход нам кажется обоснованным и разумным. Это позволяет сторонам сэкономить и время, и деньги — ресурсы, которые понадобятся при организации свадьбы.

У сватовства есть («јаҥар»), которые исполняются стороной жениха.

Просмотров